Сайт преподавателя математики Мельниковой С.В.

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Личность выпускника — современного учителя.
 ЛИЧНОСТЬ ВЫПУСКНИКА — СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ.
Мельникова С.В.,
 преподаватель математики
ТОГБОУ СПО "Педагогический колледж г. Тамбова"
 
Если учитель имеет только любовь к делу,
он будет хороший учитель.
Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги,
 но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам.
Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам,
 он - совершенный учитель. Л.Н.Толстой
 
ТОГОБОУ СПО «Педагогический колледж г. Тамбова» на протяжении многих лет готовит педагогические кадры по различным специальностям. Ориентируясь на конечный результат, каждый работник учреждения задается вопросом: каким должен быть современный учитель? В «Толковом словаре» В. Даля слово «учитель» определяется как наставник, преподаватель, то есть подчеркиваются две его основные функции - руководство приобретением и реализацией социального опыта учеником и передача накопленных человечеством знаний. Эти две функции учителя были основными на всем протяжении человеческой истории. Содержание наставнических и преподавательских функций в связи с развитием общества и теми конкретными целями и задачами, которые оно ставило в сфере воспитания подрастающих поколений, изменялось. Кто сегодня должен учить школьников? Казалось бы, явный профессионал: учитель первой или высшей квалификационной категории, с активной гражданской позицией, стремящийся к профессиональному росту, постоянный участник конференций, конкурсов, проектов. Но стоит провести опрос наших заказчиков, как становится ясно, что этого недостаточно. Общество ждет, что именно воспитуемый будет инициативен, будет готов стремиться к самообразованию, профессиональному росту, иметь активную гражданскую позицию, отличаться творческой индивидуальностью, именно воспитуемый будет участником конкурсов, проектов и конференций. Исходя из задач, которые призван решать учитель, его важнейших для общества функций и сложности его деятельности, общество предъявляет высокие требования к личностным и профессиональным чертам учителя. Назовем наиболее существенные личностные качества, которыми должен обладать учитель: высокоразвитое чувство социальной ответственности; интеллектуальное совершенство и моральная чистота, то есть соответствие тому нравственному идеалу, который общество хочет воплотить в детях; самообладание, выдержка. Основные требования общества к профессиональным характеристикам учителя могут быть сформулированы следующим образом: · общая широкая образованность, осведомленность в различных областях знаний; · глубокое знание возрастной, педагогической и социальной психологии, педагогики, возрастной физиологии, школьной гигиены; · фундаментальное знание преподаваемого предмета, новых достижений и тенденций в соответствующей науке; · владение методикой обучения и воспитания; · творческое отношение к работе; · знание детей, умение понимать их внутренний мир, педагогический оптимизм; · владение педагогической техникой (логикой, речью, выразительными средствами общения и т. д.) и педагогическим тактом; · постоянное совершенствование знаний и педагогического мастерства.
Учитель должен сочетать в себе следующие способности.
Дидактические способности - способности передавать учащимся учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль. Учитель с дидактическими способностями умеет в случае необходимости соответствующим образом реконструировать, адаптировать учебный материал, трудное делать легким, сложное - простым, непонятное, неясное - понятным... Профессиональное мастерство, как мы его понимаем сегодня, включает способность не просто доходчиво преподносить знания, популярно и понятно излагать материал, но и способность организовать исследовательскую работу учащихся, самостоятельное получение знаний, умно и тонко «дирижировать» познавательной активностью учащихся, направлять ее в нужное русло.
 Академические способности - способности к соответствующей области наук (к математике, физике, биологии, литературе, физической культуре и т.д.). Способный учитель знает предмет не только в объеме учебного курса, а значительно шире и глубже, постоянно следит за открытиями в своей науке, абсолютно свободно владеет материалом, проявляет к нему большой интерес, ведет хотя бы очень скромную исследовательскую работу.
Перцептивные способности - способности проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний. Способный учитель, воспитатель по незначительным признакам, небольшим внешним проявлениям улавливает малейшие изменения во внутреннем состоянии ученика.
 Речевые способности - способности ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики. Речь способного учителя на уроке всегда обращена к учащимся. Сообщает ли учитель новый материал, комментирует ли ответ ученика, выражает ли одобрение или порицание, речь его всегда отличается внутренней силой, убежденностью, заинтересованностью в том, что он говорит. Выражение мысли ясное, простое, понятное для учащихся.
Организаторские способности - это, во-первых, способности организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способности правильно организовать свою собственную работу. Организация собственной работы предполагает умение правильно планировать и самому контролировать ее. У опытных учителей вырабатывается своеобразное чувство времени - умение правильно распределять работу во времени, укладываться в намеченные сроки.
 Авторитарные способности - способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета (хотя, конечно, авторитет создается не только на этой основе, а, например, и на основе прекрасного знания предмета, чуткости и такта учителя и т.д.). Авторитарные способности зависят от целого комплекса личностных качеств учителя, в частности его волевых качеств (решительности, выдержки, настойчивости, требовательности и т.д.), а также от чувства ответственности за обучение и воспитание школьников, от убежденности учителя в том, что он прав, от умения передать эту убежденность своим воспитанникам. Коммуникативные способности - способности к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта. И еще, важнейшей личностной и профессиональной чертой учителя следует считать любовь к детям, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность.
 
Литература: Дмитриева М.А., Дружилов С.А. «Уровни и критерии профессионализма: проблемы формирования современного профессионала»// Сибирь. Философия. Образование. Научно — публицистический альманах. Выпуск 2000(4). - Новокузнецк, 2001.
 Кириченко Е.Б. «Практическая педагогика». Издательство ЯГПУ, 2008.
Категория: Мои статьи | Добавил: СВЕТЛАНА (18.12.2011)
Просмотров: 1162 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: