Сайт преподавателя математики Мельниковой С.В.

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Особенности организации учебно – воспитательного процесса, способствующие здоровьесбережению и развитию гармоничной личности школьника.
   Прежде всего следует определиться с объектом изучения: что же такое здоровье?
Научное определение этого понятия выглядит следующим образом: Здоровье – состояние человека, сохраняющего гомеостаз (способность к поддержанию постоянства внутренней среды открытой системы), гомеорез (способность к поддержанию постоянства канала развития для развивающейся системы) и гомеоморфоз (способность к поддержанию постоянства структуры и морфологической системы) на уровне организма, личности и социального субъекта.
То есть, здоровье – не только отсутствие болезней, что само собой разумеется, но и сила, устойчивость человека, его способность адаптироваться к самым разнообразным условиям жизни и ситуациям, а также его адекватность, что наиболее значимо в представлениях о психическом и социальном здоровье.
Свою деятельность в организации здоровьесбережения учащихся следует начинать с изучения уровня здоровья детского коллектива, а также факторов, влияющих на здоровье. Если рассматривать классификацию факторов, влияющих на здоровье, можно увидеть, что важнейшую роль в сохранении или ухудшении здоровья играют именно образовательные учреждения.
 Рассмотрим те факторы, которые могут оказывать прямое влияние на здоровье учащегося: эндогенные (внутренние)
1. возрастные (особенности развития учащегося);
2. половые (различия между мальчиками и девочками);
3. наследственные (генетические):  типологические (связанные с типом телосложения, темперамента и т.п.);  индивидуальные.
4. история развития ребенка:  нарушения развития;  перенесенные заболевания (в том числе травмы).
 экзогенные (внешние)
1. внешкольные:  экологические:  абиогенные (например, климатические),  биогенные (зависящие от воздействия животных и растений), ü техногенные (зависящие от влияния технических устройств),  социогенные (зависящие от влияния общественных явлений или событий), ü экономические,  социальные (семейные, социо-культурные).
2. внутришкольные:  педагогические: учебная нагрузка, средства и методы обучения и воспитания, педагогические методики, организация физического воспитания;  физиолого-гигиенические: режим дня, школьное оборудование, организация двигательной активности, оздоровительные мероприятия);  социопсихологические: мотивация учащихся, взаимоотношения «ученик – учитель», взаимоотношения «ученик – класс» (сверстники), взаимоотношения «учитель – родители».
 Все вышеперечисленные факторы могут быть разделены на три категории: неизбежные, корректируемые и устранимые. Весь смысл здоровьесберегающей деятельности состоит в том, чтобы учитывать неизбежные факторы, ослаблять действие корректируемых факторов и ликвидировать устранимые. Все эндогенные факторы относятся к группе неизбежных. Однако, все внутришкольные – корректируемые и устранимые, именно на них и должно быть направлено наибольшее усилие педагогических работников. Школа – один из первых социальных институтов, с которым сталкивается человек в процессе своего биологического и социального становления. Именно школа приводит к постепенной утрате ребенком того запаса «прочности», которое принято называть здоровьем. Именно от педагогических работников зависит, перестанут ли образовательные учреждения быть фактором, вредящим здоровью ребенка, препятствующим его полноценному развитию, будут ли они образцом такой среды, которая способствует наиболее полному раскрытию задатков человека, и в то же время реально готовить его к будущей непростой жизни. Проблема резкого ухудшения состояния здоровья подрастающего поколения обязывает каждое образовательное учреждение работать в новом режиме – режиме здоровьесбережения.
Технология организации деятельности образовательного учреждения в рамках здоровьесбережения должна синтезировать следующие составляющие:
 I. Регулярный контроль за выполнением санитарно-гигиенических требований согласно СанПиН 2.4.228-21-10, СанПиН 2.4.5.2409-08 ü Санитарно-гигиеническое состояние учреждения, территории, пищеблока; ü Оптимальный тепловой, световой режим;  Соответствие мебели росту и возрасту учащихся;  Рассаживание учащихся согласно рекомендациям медицинских работников; с профилактическим пересаживанием детей с левого ряда на правый и наоборот не реже 1 раза в полугодие; ü Обеспечение всех учащихся горячим питанием; ü Составление школьного расписания с учетом требований Сан.Пин.: с учетом шкалы трудностей:
II. Соответствующая организация уроков физкультуры. Урок физкультуры сегодня – единственный школьный предмет, способствующий сохранению и укреплению здоровья детей, если же он проводится на свежем воздухе при благоприятных погодных условиях - ему нет цены! Урок физической культуры призван решать следующие задачи:
 1. Формирование у школьников мотивации к занятиям физической культуры: 
 Формирование представления о ценности здоровья и здорового образа жизни, потребности в укреплении своего здоровья, понимания его как единства физического, психического и нравственного состояния; 
 Формирование интересов и потребностей в регулярных занятиях оздоровительными физическими упражнениями;
 Формирование положительного отношения к физической культуре.
2. Формирование у школьников понимания смысла занятий оздоровительной физической культурой: 
 Обучение основам знаний и умений по методике самостоятельных занятий физическими упражнениями;
 Знание теоретических и практических основ, обеспечивающих эффективность занятий физической культурой и формирования здорового образа жизни.
3. Обучение школьников навыкам и умениям использования средств физической культуры в повседневной жизни и деятельности: ü Самостоятельное формулирование цели занятий, выбор адекватных средств и методов, самостоятельная организация и проведение занятий, само-контроль и оценка реакции организма на физическую нагрузку; 
 Овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование индивидуальных двигательных способностей, свойств личности; 
 Активное содействие общекультурному развитию школьников, формирование умений межличностного общения и общественного поведения в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности, профилактика вредных привычек посредством формирования навыков и умений культурного стиля жизни; 
 Овладение навыками использования релаксационных средств оздоровительной физической культуры для снижения последствий учебной перегрузки, в том числе повышенной тревожности, напряженности.
4. Обучение школьников навыкам рациональной двигательной деятельности, кондиционная и координационная тренировка: ü Повышение общей физической подготовленности;
Обогащение двигательного опыта учащихся за счет освоения разнообразных двигательных действий из различных оздоровительных систем, развитие основных физических качеств, обеспечивающих достаточность физической подготовленности к предстоящей жизнедеятельности; ü Увеличение ежедневной двигательной активности до необходимого уровня;
Расширение адаптационных возможностей организма учащегося к учебным нагрузкам. Видим, что значение уроков физкультуры имеет огромнейшее значение для жизни и здоровья каждого ребенка. Для преподавателей же она является очень сложной: 5 -6 часов ежедневной физической нагрузки, знания из области анатомии, школьной физиологии и гигиены, психологии и др., нахождение в постоянном шуме( удары по мячу, свисток, усиленная акустика спортзала и др.), нахождение в постоянном стрессе из-за реально существующей угрозы травматизма. Поэтому педагоги, все-таки работающие учителями физкультуры, люди знающие и увлеченные своей работой. С этой точки зрения передача уроков физкультуры как неспециалистам, так и учителям начальных классов крайне нежелательна: если не привить навыки здорового образа жизни и любовь к спорту в младшем школьном возрасте, то сделать это в старшем практически невозможно. И еще, предупредить болезнь гораздо легче, чем ее вылечить. Оценивание учащихся на уроке физкультуры должно проводиться с учетом индивидуально-физиологических особенностей их развития.
III. Применение здоровьесберегабющих технологий на всех уроках. Организуя образовательную деятельность, мы ориентируемся на конечный результат: сформировать определенный объем ЗУН у каждого ребенка, соответствующий государственным образовательным стандартам. Однако, методика формирования этого объема не всегда грамотна, а иногда беспощадна. Мне нравятся характеристики организации школьного обучения двух великих мыслителей: писателя Л.Н.Толстого и педагога К.Д. Ушинского, причем, можно заметить, что классно-урочная система за последние 100 лет мало в чем изменилась! Л.Н. Толстой выделяет особое «школьное состояние души», при котором «все высшие способности – воображение, творчество, соображение – уступают место каким-то полуживотным способностям подавлять в себе все высшие способности для развития только тех, которые совпадают со школьным состоянием страха, напряжения памяти и внимания.» К.Д. Ушинский еще более категоричен: «Изучая процесс памяти, мы видим, как бессовестно обращается с нею наше воспитание, как валит оно туда всякий хлам и радуется, если из ста брошенных туда сведений одно как-нибудь уцелеет» Действительно, образовательные программы сложны, ресурсы человеческого организма не бесконечны в борьбе за овладевание этими программами. Поэтому каждый педагог обязан использовать здоровьесберегающие технологии на своем уроке. Можно рекомендовать следующие элементы здоровьесберегающих технологий: ü Соблюдение требований Сан.Пин в организации уроков: смена видов деятельности не менее 4 – 7 раз продолжительностью не более 10 минут каждый, использование не менее 3 видов преподавания, использование не менее 3 эмоциональных разрядок; ü Использование различных технологий обучения, обусловленных спецификой предмета, особенностями класса: модульной, тестовой, технологии уровневой дифференциации; ü Использование педагогики сотрудничества; ü Использование нетрадиционных уроков, предполагающих активные формы обучения: уроков-игр, дискуссий, соревнований, театрализованных уроков, консультаций, уроков с групповыми формами обучения; ü Использование оздоровительных сил природы: проведение занятий на свежем воздухе, фитотерапия, ароматерапия; ü Проведение на уроках для учащихся всех классов физкультминуток для различных частей тела, эмоциональных разрядок, минут покоя, психологического тренинга. IV. Проведение подвижных перемен. Для детей начальной школы целесообразнее проводить подвижные игры на свежем воздухе, в коридорах и рекреациях с целью повышения объема двигательной активности, смены вида деятельности, «заряжения» положительными эмоциями. Для детей основной, старшей школы, студентов СПО целесообразнее организовать учебную игру: волейбол, теннис и другие на свежем воздухе или хорошо проветренных коридорах, спортзалах
 V. Проведение уроков здоровья, дней здоровья. Наиболее близким по содержанию и своей цели к уроку здоровья мне кажется эпиграф: « Спорт – занятия, как имеющие характер физических упражнений для развития силы, ловкости и красоты тела, так и вообще имеющие целью удовольствие» - толкование термина «спорт» в словаре Брокгауза и Эфрона. Именно для физического, психологического и нравственного удовольствия и создаются эти уроки. Занятия должны быть занимательны, содержать подвижные игры, развивать наблюдательность, фантазию, внимательность, интерес к окружающей действительности, расширять кругозор учащихся, пропагандировать здоровый образ жизни. Не реже 1 раза в месяц следует проводить дни здоровья. Это занятия исключительно на свежем воздухе. Весной и осенью – соревнования по легкой атлетике, товарищеские матчи по футболу, волейболу, баскетболу и другим учебным играм, походы и экскурсии. Зимой - походы на лыжах, туризм. Кроме названных, традиционных для многих учреждений, можно предложить соревнования ориентированию, краеведению, спортивные игры «Зарница», «Цифровая разведка».
VI. Внеклассная работа по физкультуре.
VII. Пропаганда здорового образа жизни. Пропаганда здорового образа жизни предполагает проведение всей системы занятий по ранее раскрытым пунктам 1- 6, а также классные часы по реализации модульных образовательных программ по пропаганде и привитию здорового образа жизни. Например, можно использовать программу директора Института возрастной физиологии РАО М.М. Безруких «Все цвета, кроме черного»: 2 класс «Учусь понимать себя»; 3 класс «Учусь понимать других» 4 класс «Учусь общаться» 5 – 6 класс « Учусь владеть собой и понимать других» Для учащихся 7 – 11 классов М.М. Безруких предлагает программу педагогической профилактики «Не допустить беды», работающую в рамках федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия употребления наркотиков.» Огромное значение для пропаганды здорового образа жизни имеет работа с родителями. VIII. Контроль за состоянием работы школы по охране жизни и здоровья детей. Хороший администратор учреждения образования, имеющий программу развития, желающий добиться высоких результатов в обучении и воспитании детей, в первую очередь заботится о сохранении и укреплении здоровья учащихся и сотрудников.
Категория: Мои статьи | Добавил: СВЕТЛАНА (20.03.2012)
Просмотров: 2122 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: