Сайт преподавателя математики Мельниковой С.В.

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ГРУППЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТОВ СПО 3 ПОКОЛЕНИЯ
Современные тенденции модернизации образования, проявляющие себя, в том числе, в переходе российской системы образования на новую содержательную и технологическую модель, также обуславливают необходимость оказания квалифицированной помощи обучающимся в образовательном процессе. Такой помощью может стать педагогическое сопровождение. Педагогическое сопровождение – деятельность педагога, направленная на предотвращение трудностей обучающихся, на профессионально-личностное развитие обучающегося на основе изучения его интересов, на приобщение обучающегося к социально-культурным и нравственным ценностям, необходимым для самореализации и саморазвития. Цель педагогического сопровождения – способствовать самостоятельному поиску оптимальных решений, опираясь на уже имеющийся опыт Понятие «педагогическое сопровождение» неразрывно связано с понятием «педагогическая поддержка», которую многие исследователи рассматривают как стратегию и тактику образования XXI века. Педагогическое сопровождение входит в систему понятий «педагогики поддержки» — одной из современных педагогических парадигм. Отметим следующие важные особенности. Во-первых, само понятие «педагогическая поддержка» и появившееся вслед за ним «педагогическое сопровождение» были введены в педагогический оборот в связи с проблемами воспитания. Во-вторых, как в педагогической науке, так и в практике, очень многие, если не большинство, рассматривают понятия «педагогическая поддержка» и «педагогическое сопровождение» как синонимы и трактуют их чаще всего на эмпирическом уровне. Необходимо выявить сущность понятий «педагогическая поддержка» и «педагогическое сопровождение», а также определить взаимо¬связь этих понятий. Педагогика поддержки возникла в продолжение дискуссии 80-х гг. в широких педагогических кругах о необходимости ограничения авторитарной педагогики в сторону предоставления большей свободы для «самостроительства» личности ребенка. Дискуссия отражала кризис образования, связанный с «застойными» явлениями в обществе тех лет. О.С. Газман стал одним из когорты ведущих педагогов, связывающих утрату тогдашней моделью образования прогностических функций и подавления экспериментальности в обучении с господствовавшей идеологией «обслуживания» государственных установок. О.С. Газман последовательно проводил постулат о том, что главной обязанностью педагога в воспитании является мягкая, ненавязчивая помощь педагога в саморазвитии, самореабилитации, самоопределении и самоорганизации ребенка. Педагогическая поддержка — это не просто помощь (а именно так это понятие и трактуют чаще всего), а деятельностная позиция педагога по отношению к обучающемуся. Педагогическая поддержка — процесс созда-ния условий (совместно с ребенком) для созна¬тельного самостоятельного разрешения им ситу¬ации выбора при условии, если ребенок не справляется сам. Педагогическое сопровождение — процесс заинтересованного наблюдения, консультирова¬ния, личного участия, поощрения максимальной самостоятельности подростка в проблемной ситуации при минимальном по сравнению с под¬держкой участии педагога. Педагогическое сопровождение подразуме¬вает умение педагога быть рядом, следовать за учеником, сопутствуя в его индивидуальном про-движении в учении. Педагогическое сопровождение рассматривается как одна из форм педа¬гогической поддержки, применимая к старшим школьникам, и предлагается систематизация видов педагогической поддержки и педагогиче¬ского сопровождения: Характеристики Виды педагогической поддержки и сопровождения По степени участия педагога: непосредственная, опосредованная. По времени оказания: опережающая, своевременная (оперативная), поддержка —последействие. По длительности: единовременная, пролонгированная, дискретная. В современных условиях педагогическую поддержку и педагогическое сопровождение школьников все чаще осуществляют тьюторы - педагоги со специфическим набором функций. В работе тьютора используются разнообразные формы и методы, но их содержание определяется единым принципом: средства тьюторской помощи имеют нежесткий диагностико - рекомендательный характер и могут использо-ваться обучающимся по желанию. Все формы тьюторской деятельности должны обеспечить эмо¬циональную вовлеченность учащихся, их субъектность. При этом тьюторская помощь носит адресный индивидуальный характер. Модель педагогического сопровождения основана на взаимодействии преподавателя и студента и является динамичной, поскольку рассматривается не только как образец, но и как действенный механизм, обеспечивающий эффективное профессионально-личностное развитие студентов на всех этапах учебы. Для каждого этапа обучения общие цели конкретизируются в виде комплекса конкретных задач, отражающих специфику содержания сопровождения. Основными этапами и направлениями сопровождения студентов являются: 1. Формирование профессионально-педагогической направленности личности студента. 2. Формирование творческой готовности к педагогической деятельности. 3. Формирование инновационной профессионально-педагогической позиции. В педагогическом сопровождении могут быть выделены три взаимосвязанных компонента: 1. Систематическое отслеживание психолого - педагогического статуса студента и динамики его личностного развития в процессе обучения. 2. Создание психолого-педагогических условий для развития личности студентов, их успешного обучения и профессионального развития. На основе данных психолого-педагогической диагностики разрабатываются индивидуальные и групповые программы развития студента, определяются условия его успешного обучения. 3. Создание специальных психолого-педагогических условий для оказания помощи студентам, имеющим проблемы в обучении Условиями психолого-педагогического сопровождения профессионально-личностного развития студентов являются: - использование адаптивной системы обучения в сочетании с модульно-рейтинговой системой педагогического контроля; - организация образовательной деятельности, которая предполагает выполнение проектов и решение учебных проблем на основе методов проблемного изложения, эвристического и исследовательского методов; - применение коллективно-групповых форм обучения (пары сменного состава, малые группы) с постоянной психологической поддержкой, коррекцией, что создает оптимальные условия для моделирования предметного и социального контекста профессиональной и творческой деятельности будущего специалиста; - проявление студентами активности и познавательной самостоятельности, принятие и осознание целей подготовки; - осуществление рефлексии; - реализация системы поддержки талантливых студентов (конкурсы, олимпиады, дополнительное образование, творческие мероприятия, исследования, проекты, портфолио, банк данных одаренных студентов, отслеживание и фиксация их достижений, слеты талантливой молодежи, их индивидуальные образовательные программы). Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным. Одним из способов реализации задачи индивидуализации образовательного процесса является разработка и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов студентов. Развитие студента может осуществляться по нескольким образовательным маршрутам, которые реализуются одновременно или последовательно. Отсюда вытекает основная задача преподавателя - предложить обучающемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор.
Категория: Мои статьи | Добавил: СВЕТЛАНА (05.04.2014)
Просмотров: 5133 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.8/4
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: