Сайт преподавателя математики Мельниковой С.В.

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Роль и разнообразие форм домашней работы студентов как одно из средств совершенствования преподавания математики в системе спо
 РОЛЬ И РАЗНООБРАЗИЕ ФОРМ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Мельникова С.В., преподаватель математики ТОГБОУ СПО "Педагогический колледж г. Тамбова"
«В человеке заложены безграничные источники творчества, иначе бы он не стал человеком. Нужно их освободить и вскрыть, ставя человека в подходящие общественные и материальные условия» А.Н. Толстой Современные образовательные стандарты невыполнимы без домашних заданий. Причем, формирование ключевых компетенций предполагает не только умение студента ориентироваться в информационной среде, но, и как показывает любая внешняя экспертиза, уверенное активное владение учебным материалом. Незаменимым средством перевода важнейшей информации в долговременную память становится домашняя работа. Но, наши знания стремительно устаревают. Очевидно, никакой преподаватель не в состоянии обеспечить студента знаниями на всю жизнь в быстро изменяющемся мире, более ценной становится культура интеллектуального труда, владение методами познания, сформированная познавательная активность. Формирование важнейших качеств делового человека возможно в системе организации домашней работы. А также самостоятельная работа студентов способствует формированию у них прилежания, самостоятельности, служит средством разумной и содержательной организации внешкольного времени. Таким образом, домашняя учебная работа является весьма важной составной частью процесса обучения и выступает одной из существенных форм его организации.
 Виды домашних заданий: 1) одна на весь класс; 2) индивидуальная; 3) групповая; 4) дифференцированная; 5) творческая; 6) составление домашней работы для соседа по парте
1) «Одна на весь класс» – самый распространённый вид домашней работы, берущий начало с дореволюционных времён и сохранившийся до наших дней. Однако исключать ее из арсенала педагогических средств не стоит торопиться, так как в ходе ее выполнения у учащихся отрабатываются различные навыки, формируются умения. Развитие интеллектуальных, творческих способностей возможно за счет богатого содержания фактического материала.
2) «Индивидуальная учебная домашняя работа» задаётся отдельным студентам группы. Это может быть учебно – исследовательская, научно – исследовательская деятельность. Исследовательская деятельность – деятельность, связанная с поиском ответа на творческую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования. Сравним структуры типовой и исследовательской задачи Типовая задача Исследовательская задача
Условие содержит всю необходимую для решения задачи информацию об исходных данных и о том, что требуется получить в результате Условие задачи вызывает необходимость в получении такого результата, при котором возникает познавательная потребность в новой информации или способе действий
Типовое решение существуетТипового решения не существует или оно неизвестно студенту
Наличие у студента знаний, позволяющих классифицировать задачу (отнести ее к тому или иному конкретному виду типовых задач) и реализовать алгоритм ее решения Наличие у студента возможностей (ресурсов) для выполнения задания, анализа действий, для открытия неизвестного.
Студент решает задачу по заложенной программе, известному алгоритму Студент проявляется как личность, его действия зависят, в первую очередь, от его мотивов, способностей
Механическое запоминание. Приобретается личностный опыт.
Основные этапы исследовательской деятельности учащегося: 1. Работа над исследовательским проектом начинается с выбора темы. Тема должна быть актуальной, практически значимой, содержать проблему, что дает возможность для дискуссии на страницах работы, для высказывания собственной позиции, проведения исследования. Можно предложить различные темы для исследования: «Решение уравнений с целыми коэффициентами в целых числах», «Производная на службе у физиков», «Производная в геометрии», «Максимум и минимум вокруг нас», «Велик ли мир правильных многогранников», «Определение высоты предмета, расстояния до недоступной точки», «Решение уравнений с параметрами», «Пространственные фигуры в архитектуре», «Соотношение числа вершин, ребер, граней многогранника», «Строим город будущего», «Геометрия пчелиных сот», «Применение возможностей оригами для решения геометрических задач на построение», «Соответствие классического и статистического определения вероятности» и др. 2. Постановка проблемы (социально значимого противоречия, разрешение которого является целью работы, т.е. означает нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать); 3. Изучение теории, связанной с выбранной темой. 4. Выдвижение гипотезы исследования. Гипотеза – обязательный элемент в структуре исследовательской работы, предположение, при котором на основе ряда факторов, делается вывод о существовании объектов, связи или причины явления, причем этот вывод нельзя считать вполне доказанным. Чаще всего, гипотезы формулируются в виде определенных отношений между двумя и более событиями, явлениями. 5. Выбор методов исследования и практическое овладение ими. 6. Собственное исследование (практическая часть работы, т.е. проведение опытов, экспериментов, решение задач, сбор собственного материала). 7. Анализ, синтез и обобщение. 8. Формулировка выводов. Преимущества персональных проектов: у студентов максимально формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него самого; студент приобретает опыт деятельности на всех без исключения этапах выполнения проекта – от рождения замысла до итоговой рефлексии; формирование у студента важнейших общеучебных умений и навыков оказывается вполне управляемым процессом.
3) При выполнении «групповой учебной домашней работы» группа студентов может заниматься той же исследовательской деятельностью, но задание получает не один, а несколько человек. Преимущества групповых проектов: у участников проектной группы формируются навыки сотрудничества; проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне; каждый этап работы над проектом имеет своего ситуативного лидера, и наоборот, каждый студент, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включен в определенный этап работы; в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; этот соревновательный элемент, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта. Систематическая организация исследовательской деятельности объединяет студентов, способных к научному поиску, заинтересованных в повышении своего интеллектуального и культурного уровня, стремящихся к углублению знаний. Возникает естественная необходимость объединения их в научные общества: клубы, предметные кружки, проблемные кружки, теоретические отделы, секции занимательной науки, секции прикладной роли науки. Работа научных обществ способствует расширению кругозора; выявлению наиболее одаренных студентов и развитию их творческих способностей; активному включению студентов в процесс самообразования и саморазвития. "Что значит преподавать? – Это систематически побуждать учащихся к собственным открытиям". Герберт Спенсер.
4) «Дифференцированная домашняя работа» – «одна на всех», но с реализацией технологии «Индивидуальный подход и дифференциация в обучении». Студенты получают задания по одной теме, но «слабые» обязательного уровня усвоения, а «сильные» повышенного уровня сложности. «Слабые» будут реализовывать взаимосвязи между компонентами и результатами, например, вычислять объемы тел по заданным значениям, в заданиях «сильных» в том числе компоненты будут искомыми величинами.
 5) «Творческая домашняя работа» может предполагать
§ написание сочинения по истории какого-нибудь вопроса («История обыкновенных дробей», «История интегрального исчисления», «История развития буквенной символики», и др.), по прикладной роли учебного предмета в какой-нибудь области знаний («Применение математики в сельском хозяйстве», «Геометрия вокруг нас», «Роль математики в жизни общества».);
 § Ответы на специально поставленные вопросы;
 § анализ литературы по теме;
§ работу над продуктом, полученным в ходе исследовательской деятельности: научной статьей; тезисами; докладом; стендовым докладом (оформлением наглядного материала, текста и иллюстраций); буклетом; рефератом проблемного характера; компьютерной презентацией с текстовым оформлением;
§ решение нестандартных задач;
 § самостоятельное изучение нового материала. Творческая домашняя работа задается заранее, в процессе ее выполнения организуется консультационный пункт, им может стать как кабинет преподавателя, так и клуб научного предметного общества или страничка общения сетевого сообщества.
6) «Составление домашней работы для соседа по парте» актуально для педагогического колледжа, так как представляет пропедевтическую методическую работу студента. При организации домашней работы студентов не следует забывать, что важнейшим фактором положительной мотивации к выполнению домашних заданий является их систематическая проверка.
 
Литература:
 Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. – СПб.: Питер, 2004.-541с. Зенкин А.С., Кирдяев В.М., Пильгаев Ф.П., Лащ А.П. «самостоятельная работа студентов: метод указания. – Саранск: Изд. Мордов.ун-та, 2009. –с.35
Категория: Мои статьи | Добавил: СВЕТЛАНА (09.11.2011)
Просмотров: 2507 | Рейтинг: 1.5/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: