Сайт преподавателя математики Мельниковой С.В.

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

РОЛЬ И СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОМ СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ.
РОЛЬ И СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОМ СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ.
Мельникова С.В., преподаватель математики ТОГОУ СПО "Педагогический колледж"
Единственная красота, которую я знаю, — это здоровье. Генрих Гейне. Сочетание «красивый человек» ассоциируется в нашем воображении с физически здоровым, активным человеком и ни в коем образе с человеком, способным совершать аморальные поступки. Красивый человек красив телом и душою. Здоровье и добродетель - то единое главное, чем мы стремимся наделить самое дорогое – наших детей. И не простое единое, пожалуй, добродетель – составная часть емкого понятия «здоровье». Нравственное здоровье - это комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Духовное здоровье - система ценностей и убеждений. При этом становится совершенно очевидным: используя здоровьесберегающие технологии в образовании, мы формируем духовно – нравственный потенциал личности. Под здоровьесберегающей образовательной технологией (О. В. Петров) понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). Основными компонентами здоровьесберегающей технологии выступают: ü аксиологический, проявляющийся в осознании учащимися высшей ценности своего здоровья, убежденности в необходимости вести здоровый образ жизни, который позволяет наиболее полно осуществить намеченные цели, использовать свои умственные и физические возможности. ü гносеологический, связанный с приобретением необходимых для процесса здоровьесбережения знаний и умений, познанием себя, своих потенциальных способностей и возможностей, интересом к вопросам собственного здоровья, к изучению литературы по данному вопросу, различных методик по оздоровлению и укреплению организма. ü здоровьесберегающий, включающий систему ценностей и установок, которые формируют систему гигиенических навыков и умений, необходимых для нормального функционирования организма, а также систему упражнений, направленных на совершенствование навыков и умений по уходу за самим собой, одеждой, местом проживания, окружающей средой. Особая роль в этом компоненте отводится соблюдению режима дня, режима питания, чередования труда и отдыха, что способствует предупреждению образования вредных привычек, функциональных нарушений заболеваний. ü эмоционально-волевой, включающий в себя проявление психологических механизмов — эмоциональных и волевых. Необходимым условием сохранения здоровья являются положительные эмоции; переживания, благодаря которым у человека закрепляется желание вести здоровый образ жизни. Воля является чрезвычайно важным компонентом, особенно в начале оздоровительной деятельности, когда здоровый образ жизни еще не стал внутренней потребностью личности, а качественные и количественные показатели здоровья еще рельефно не выражаются. В этом аспекте эмоционально-волевой компонент формирует такие качества личности, как организованность, дисциплинированность, долг, честь, достоинство. ü экологический, учитывающий то, что человек как биологический вид существует в природной среде. Осознание бытия человеческой личности в единстве с биосферой раскрывает зависимость физического и психического здоровья от экологиче­ских условий. Рассмотрение природной среды как предпосылки здоровья личности позволяет нам внести в содержание здравотворческого воспитания формирование умений и навыков адаптации к экологическим факторам. ü физкультурно-оздоровительный компонент предполагает владение способами деятельности, направленными на повышение двигательной активности, предупреждение гиподинамии. Кроме того, этот компонент содержания воспитания обеспечивает закаливание организма, высокие адаптивные возможности. Система здоровьесберегающей деятельности учреждения должна состоять из следующих этапов: 1. Изучение уровня здоровья детского коллектива. 2. Изучение образовательных факторов, влияющих на состояние здоровья учащихся. Можно предложить следующую классификацию факторов: педагогические (организация УВП; учебная нагрузка; средства и методы обучения и воспитания; качество дидактических материалов; педагогические методики; организация физического воспитания), физиолого-гигиенические (режим дня; качество оборудования; организация двигательной активности; оздоровительные мероприятия), социо-психологические (мотивация учащегося; взаимоотношения учащийся – преподаватель; учащийся – класс, группа; учащийся – родители). Все образовательные факторы корректируемые и устранимые, именно на них и должно быть направлено наибольшее усилие педагогических работников. 3. Организация обеспечения санитарно-гигиенических требований согласно Сан. Пин. 2.4.2.1178 -2. 4. Соответствующая организация уроков физической культуры. Урок физкультуры сегодня – единственный предмет, способствующий сохранению и укреплению здоровья учащихся. Его назначение огромно: формирование мотивации к занятиям физической культурой, понимание смысла занятий оздоровительной физической культурой; обучение навыкам и умениям использования средств физической культуры в повседневной жизни и деятельности; обучение навыкам рациональной двигательной деятельности, координационная тренировка. 5. Применение здоровьесберегающих технологий на всех уроках. Организуя образовательный процесс, мы ориентируемся на конечный результат: сформировать определенный объем ЗУН у каждого учащегося, соответствующий образовательным стандартам. Однако, методика формирования этого объема не всегда грамотна, а иногда беспощадна. К.Д. Ушинский: «Изучая процесс памяти, мы видим, как бессовестно обращается с нею наше воспитание, как валит оно туда всякий хлам и радуется, если из ста брошенных туда сведений одно как-нибудь уцелеет». Каждый педагог обязан применять следующие элементы здоровьесберегающих технологий на каждом занятии: соблюдение требований Сан.Пин в организации уроков: смена видов деятельности не менее 4 – 7 раз продолжительностью не более 10 минут каждый, использование не менее 3 видов преподавания, использование не менее 3 эмоциональных разрядок; использование различных технологий обучения, обусловленных спецификой предмета, особенностями класса; педагогики сотрудничества; нетрадиционных уроков, предполагающих активные формы обучения: уроков-игр, дискуссий, соревнований, театрализованных уроков, консультаций, уроков с групповыми формами обучения; использование оздоровительных сил природы: проведение занятий на свежем воздухе, фитотерапия, ароматерапия; проведение на уроках для учащихся эмоциональных разрядок, минут покоя, психологического тренинга. 6. Организация подвижных перемен. 7. Проведение уроков здоровья, дней здоровья. 8. Внеклассная работа по физической культуре. 9. Пропаганда здорового образа жизни, привитие навыка здорового образа жизни. 10. Контроль за состоянием работы школы по охране жизни и здоровья обучающихся. Воспитывая здорового в полном смысле этого слова ребенка, мы прививаем ему навыки добродетели, учим делать правильный нравственный выбор, а значит, формируем богатый духовно – нравственный потенциал.
Категория: Мои статьи | Добавил: СВЕТЛАНА (23.08.2011) | Автор: Мельникова Светлана Валентиновна E W
Просмотров: 1672 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: