Сайт преподавателя математики Мельниковой С.В.

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи студентов

АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ КАК СРЕДСТВО СТИМУЛИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ КАК СРЕДСТВО СТИМУЛИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Аннотация: В статье раскрывается понятие  и актуальность  использования активных и интерактивных методов обучения математике в начальной школе как средства развития познавательной активности и исследовательской компетентности младших школьников.

Ключевые слова: познавательная активность, активные методы обучения, интерактивные методы обучения.

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» (утверждена президентом  РФ Д. Медведевым 04.02.10г приказ №271) отмечается: «Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам.  В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.
       Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации».

Возможно ли достижение столь серьезных целей  использованием только пассивных методов обучения? Разумеется,  нет. Необходимы новые способы образовательной деятельности, формирующие желание и умение учиться, исследовательскую компетентность,  пристальное внимание к содержанию преподаваемых областей.

Распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. № 2506-р утверждена Концепция развития математического образования в Российской Федерации. Цель утвержденной Концепции — вывести российское математическое образование на лидирующее положение в мире. Математика в России должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний — осознанным и внутренне мотивированным процессом. Действительно, математика как никакой другой предмет влияет на интеллектуальную готовность школьников к обучению, формирует способность к познанию  других учебных дисциплин и мира в целом. Имея столь значительный универсальный потенциал, математика является тем предметом, которому нельзя научиться, не проявляя активности. Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном уровне развития педагогической теории и практики.
Педагогическая наука и школьная практика накопили немалый опыт применения методов и организационных форм, стимулирующих познавательные силы учащихся, наиболее актуальными и полифункциональными при правильной организации образовательного процесса могут стать активные и интерактивные методы обучения.

При использовании активных методов обучения ребенок становится субъектом обучения, выполняет творческие задания, вступает в диалог с учителем. Интерактивные методы обучения предполагают активное  взаимодействие всех обучающихся, включая учителя. Происходит парное, групповое,  коллективное творческое обучение в сотрудничестве. Педагог при этом  выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, фасилитатора, помощника, создателя условий для инициативы  и творчества учащихся. Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, причем не только учебным.  Часто творческие задания не предполагают одного правильного ответа, и тогда важен процесс нахождения решения, который всегда основывается на опыте учащегося, который формирует вероятностное мышление. В.М. Кларин утверждает, что «опыт учащегося - участника служит центральным источником учебного познания». [1, с.13]

К активным и интерактивным методам обучения можно отнести творческие задания (подготовка сообщения, доклада, реферата, эссе, сказки, домашнего задания для соседа по парте), работу в малых группах (коллективный способ обучения, метод проектов), обучающие игры (ролевые игры и имитации, деловые игры и моделирование, социально – моделирующие игры), использование общественных ресурсов (приглашение специалистов, экскурсии), социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения.


 
Список литературы.

Кларин М.В. Интерактивное обучение - инструмент освоения нового опыта // Педагогика. № 7. 2000.

Концепция развития математического образования в Российской Федерации (утверждена  распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. № 2506-р).
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом  РФ Д. Медведевым 04.02.10г приказ №271).
Категория: Статьи студентов | Добавил: СВЕТЛАНА (30.08.2015)
Просмотров: 1118 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0