АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ КАК СРЕДСТВО СТИМУЛИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Аннотация: В статье раскрывается понятие и актуальность использования активных и интерактивных методов обучения математике в начальной школе как средства развития познавательной активности и исследовательской компетентности младших школьников.
Ключевые слова: познавательная активность, активные методы обучения, интерактивные методы обучения.
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» (утверждена президентом РФ Д. Медведевым 04.02.10г приказ №271) отмечается: «Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.
Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации».
Возможно ли достижение столь серьезных целей использованием только пассивных методов обучения? Разумеется, нет. Необходимы новые способы образовательной деятельности, формирующие желание и умение учиться, исследовательскую компетентность, пристальное внимание к содержанию преподаваемых областей.
Распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. № 2506-р утверждена Концепция развития математического образования в Российской Федерации. Цель утвержденной Концепции — вывести российское математическое образование на лидирующее положение в мире. Математика в России должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний — осознанным и внутренне мотивированным процессом. Действительно, математика как никакой другой предмет влияет на интеллектуальную готовность школьников к обучению, формирует способность к познанию других учебных дисциплин и мира в целом. Имея столь значительный универсальный потенциал, математика является тем предметом, которому нельзя научиться, не проявляя активности. Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном уровне развития педагогической теории и практики.
Педагогическая наука и школьная практика накопили немалый опыт применения методов и организационных форм, стимулирующих познавательные силы учащихся, наиболее актуальными и полифункциональными при правильной организации образовательного процесса могут стать активные и интерактивные методы обучения.
При использовании активных методов обучения ребенок становится субъектом обучения, выполняет творческие задания, вступает в диалог с учителем. Интерактивные методы обучения предполагают активное взаимодействие всех обучающихся, включая учителя. Происходит парное, групповое, коллективное творческое обучение в сотрудничестве. Педагог при этом выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, фасилитатора, помощника, создателя условий для инициативы и творчества учащихся. Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, причем не только учебным. Часто творческие задания не предполагают одного правильного ответа, и тогда важен процесс нахождения решения, который всегда основывается на опыте учащегося, который формирует вероятностное мышление. В.М. Кларин утверждает, что «опыт учащегося - участника служит центральным источником учебного познания». [1, с.13]
К активным и интерактивным методам обучения можно отнести творческие задания (подготовка сообщения, доклада, реферата, эссе, сказки, домашнего задания для соседа по парте), работу в малых группах (коллективный способ обучения, метод проектов), обучающие игры (ролевые игры и имитации, деловые игры и моделирование, социально – моделирующие игры), использование общественных ресурсов (приглашение специалистов, экскурсии), социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения.
Список литературы.
Кларин М.В. Интерактивное обучение - инструмент освоения нового опыта // Педагогика. № 7. 2000.
Концепция развития математического образования в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. № 2506-р).
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом РФ Д. Медведевым 04.02.10г приказ №271).
|