Сайт преподавателя математики Мельниковой С.В.

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи студентов

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОГО ВЗГЛЯДА НА МИР ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМА МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ В ДОУ

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОГО ВЗГЛЯДА НА МИР ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМА МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация: В статье раскрывается необходимость использования метода моделирования при изучении математики как способа  формирования целостного взгляда на мир детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: принцип целостности, математическое моделирование.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного  образования (Приказ Министерства образования и науки России от 17.10.2013 N 1155) образовательная программа дошкольного образования должна обеспечить познавательное  развитие детей  дошкольного возраста.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Образовательный процесс должен быть направлен на  формирование мировидения, то есть формирование представления о мире как о целостной, взаимосвязанной и взаимообусловленной системе. Мощным инструментом познания окружающего мира могут стать занятия математикой. При этом для удобства изучения, манипулирования, постановки экспериментов возможно замещение реального объекта или процесса искусственной моделью.

Метод моделирования используется в любых науках, на всех этапах научного познания. Он обладает огромной эвристической силой, которая определяется тем, что с его помощью удается свести изучение сложного к простому, невидимого и неощущаемого к видимому и ощущаемому, то есть модель может сделать любой объект доступным познанию.

Являясь специфической опосредованной формой мышления, моделирование, будучи сформировано в специальном обучении, выступает впоследствии как универсальная, общая интеллектуальная способность ребенка, а для дошкольника – и как основное средство продуктивной интеллектуальной деятельности. Моделирование позволяет эффективно формировать такие приемы умственной деятельности как классификация, сравнение, анализ и синтез, обобщение, абстрагирование, индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, что в свою очередь стимулирует в перспективе интенсивное развитие словесно – логического мышления. Исследователи отмечают, что основы моделирования закладываются в раннем и младшем дошкольном возрасте, вырастая из замещений в игре и продуктивных видах деятельности. По мере развития познания дошкольников происходит существенное изменение в содержании и в структуре моделирования, модели начинают чаще использоваться в познании окружающего.

Применительно к обучению математике воспользуемся определением моделирования, которое предлагает И.Г. Обойщикова, и будем понимать под моделированием обобщенное интеллектуальное умение детей, состоящее в замене математических объектов, их отношений, способов деятельности моделями в виде изображений отрезками, числовыми лучами, схемами, значками. Для моделирования привлекаются различные математические объекты: числовые формулы, числовые таблицы, буквенные формулы, функции, уравнения, геометрические фигуры, разнообразные графосхемы, диаграммы Венна, графы.

Подготовительный этап обучения методу моделирования включает несколько ступеней. Первая ступень – формирование операции сопоставления объектов. Вторая ступень – формирование операции противопоставления объектов. Третья ступень – формирование операции обобщения. Подготовительный этап плавно переходит в основной, на котором учащимся предлагаются упражнения трех типов: 1) на построение модели;  2) на преобразование модели; 3) на конкретизацию модели.

Математическое моделирование находит применение при решении многих сюжетных задач. Для того чтобы решить задачу, ребенок  должен уметь переходить от текста (словес­ной модели) к представлению ситуации (мысленной модели), а от нее к записи решения с помощью математических символов (знаково-символической модели).

При построении модели используется такие  операции мышления, как анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, которые являются операциями мышления, и способствует его развитию. Составление математической модели задачи, перевод задачи на язык математики исподволь готовит воспитанников  к моделированию реальных процессов и явлений в их будущей деятельности, а значит, способствуют формированию научной картины мира в их сознании.

Список литературы.

Введение в математическое моделирование. Учебное пособие под ред П.В. Трусова – М.: Лотос, 2004

 

Категория: Статьи студентов | Добавил: СВЕТЛАНА (30.08.2015)
Просмотров: 778 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0