Сайт преподавателя математики Мельниковой С.В.

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи студентов

Формирование исследовательской компетентности учащихся начальных классов при изучении материала начального курса математики

Аннотация: в статье раскрыта актуальность формирования исследовательских умений учащихся начальной школы  и возможные формы организации рационального образовательного процесса.

Ключевые слова: исследовательская компетентность учащихся младших классов,  начальный курс математики.

В целевом разделе примерной основной образовательной программы начального общего образования сформулированы основные задачи начального общего образования в соответствии  с требованиями федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, среди которых:

  • становление и развитие личности в ее индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости;
  • выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности;
  •  организация интеллектуальных и творческих соревнований  научно - технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;
  • использование в образовательной деятельности современных образовательных технологий деятельностного типа;
  • предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы;
  • включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды.

Решение  этих задач невозможно без развития умений исследовательского поиска, формирования культуры исследовательской деятельности. При этом пока учительское сообщество учится работать по стандартам второго поколения, глава Минобрнауки Ольга Васильева говорит о работе над новыми более совершенными стандартами начального общего образования.   Современная образовательная политика, Концепция социально экономического развития России до 2020 года остро ставят перед начальной школой необходимость формирования исследовательской компетентности. Вовлечение младших школьников в исследовательскую работу предполагает освоение ими компетенций, позволяющих действовать в новых, неопределённых, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующие формы,  методы, приемы и средства. При этом под исследовательской компетентностью мы  будем понимать совокупность знаний в определенной области, умений видеть и решать проблемы на основе выдвижения и обоснования гипотез, ставить цель и планировать деятельность, осуществлять сбор и анализ необходимой информации, выбирать наиболее оптимальные методы, выполнять эксперимент, представлять результаты исследования; способность применять эти знания и умения в конкретной деятельности.

Формирование исследовательских умений должно вестись ежеурочно. Важно организовываю работу детей так, чтобы они ненавязчиво осваивали  процедуру исследования, последовательно проходя все его основные этапы: анализ ситуации; осознание затруднения и формулировка проблемы; использование предположения как гипотезы, приведение аргументации и приведение в порядок обнаруженных фактов; проведение практической или воображаемой проверки правильности выдвинутых гипотез.

Урок математики, на котором применяется исследовательский метод, содержит следующие структурные элементы:

    • ситуация успеха. Ученикам предлагается задачи, которые каждый ученик решает без особых затруднений;
    • ситуация затруднения. Ученикам предлагается задача, похожая на предыдущую. Но решить до конца они ее не могут, так как они не имеют еще необходимых знаний;
    • постановка учебной проблемы. Учащиеся, осознав проблему, проговаривают ее,  определяют, каких знаний им не хватает, для того, чтобы решить задачу, выдвигают гипотезы о возможных путях решения задачи;
    • решение учебной проблемы. Если предложено несколько путей решения проблемы, то возможно деление на группы. Организует деятельность групп лидер, тот ученик, который предложил путь решения незнакомой задачи.

Огромное значение имеет организация внеурочной деятельности. Создание условий для повышения качества образовательного процесса – важное условие обучения. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития  на основе личностно-ориентированной модели образования. Ребенок, получает знания, формирует умения и навыки, универсальные учебные действия, участвуя в  различных мероприятиях, конкурсах, олимпиадах на внешкольном уровне. Неоценимый опыт самостоятельного социального действия получают дети, участвуя в научно – практических  конференциях по математике, выпуская собственную газету.

Список литературы: Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие для педагогических вузов и институтов повышения квалификации / - М.: Народное образование, 2008.

Категория: Статьи студентов | Добавил: СВЕТЛАНА (30.09.2018)
Просмотров: 373 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0