ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация: В статье раскрывается необходимость и способы формирования коммуникативных универсальных учебных действий у детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: коммуникативные универсальные учебные действия
«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь.
Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений», - В.А.Сухомлинский.
Эти слова В.А.Сухомлинского очень актуальны в настоящее время: обучение в детском саду должно стать базой для обучения в начальной школе. Сегодня детский сад и школа решают сложные задачи перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты. Перемены современного общества требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного процесса. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Научиться учить себя - вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет. Современные потребности детей останутся нереализованными, если в образовательном процессе воспитанник не обретет статус субъекта образования.
Одним из видов универсальных учебных действий являются коммуникативные учебные действия. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию воспитанников на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Именно их сформированность обеспечит успешность личности в учении. Причем, учебный предмет – математика учителями начальной школы и воспитателями детского сада воспринимается как средство формирования скорее логических и регулятивных универсальных действий, нежели коммутативных. При этом потенциальная возможность формирования красивой, логичной, богатой аргументами и специальной лексикой ораторской речи, как отражения совершенного мышления, остается невостребованной. Противоречие между потенциальными возможностями начального курса математики в формировании коммуникативных универсальных учебных действий и их использованием подвигает нас к более глубокому изучению методики преподавания этого предмета и проведению учебных экспериментов.
Изучение математического языка, знакомство с его компонентами – неотъемлемая часть начального обучения математике. В группе предшкольного образования дети впервые знакомятся с искусственным языком математики, где так же существуют определённые правила синтаксиса и семантики. Синтаксис устанавливает правила использования математических знаков в выражениях, равенствах, неравенствах и других предложениях математического языка. Семантика определяет смысловое значение каждого математического знака. При этом можно выделить следующие направления в работе над математической речью на занятиях математики: работа над звуковой стороной речи, словарная работа с математическими терминами, формирование культуры математической речи, развитие связной математической речи.
Работа над звуковой стороной речи сводится к формированию правильного произношения и употребления математических терминов. При введении новых терминов нужно прикреплять к доске таблички (карточки) с этими словами, обращая внимания воспитанников на их произношение и написание. Ежедневно в ходе устного опроса давать детям упражнения, содержащие в себе задания на употребление математических терминов, что способствует формированию потребности в их использовании.
Словарная работа должна проводиться в разных направлениях: понимание и умение объяснять значение математических терминов, усвоение их правильного написания и формирование умений составлять связное высказывание. Формирование культуры математической речи сводится к устранению ошибок, речевых недостатков, таких как неточность и бедность речи, употребление лишних слов, неправильный порядок слов в предложении. Работа по развитию связной математической речи предполагает выстраивание небольших монологов на занятиях математикой в форме дидактических игр активного и интерактивного характера.
Список литературы.
Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ / Дошкольная подготовка. Начальная школа / Под ред. А.А. Леонтьева. – М.: Баласс, Изд. Дом РАО, - 2008. |