Приказом №373 от 06.10. 2009 г Министерства образования и науки Российской Федерации был введен Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приоритетным направлением нового образовательного стандарта становится реализация развивающего потенциала общего образования. Актуальной задачей наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных учебных дисциплин становится развитие универсальных учебных действий как психологической составляющей фундаментального ядра образования. Универсальные учебные действия обеспечивают школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. В соответствии с ключевыми целями общего образования в составе универсальных учебных действий выделяют 4 блока: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный.
Личностные универсальные учебные действия действия обеспечивают ценностно - смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности выделяют три вида личностных действий: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование и нравственно - этическую ориентацию.
Для современной России проблема формирования личностных универсальных учебных действий имеет особое значение. В настоящее время российское общество переживает сложный процесс обретения утраченных духовно-нравственных ценностей. Негативные процессы в экономике, политике, национальных отношениях непосредственно связаны с духовным кризисом человека. Утрачивая духовный смысл бытия, общество утрачивает способность совершать конструктивные шаги для своего развития. Школе в организации воспитательного процесса необходима опора на те традиционные, не меняющиеся в зависимости от политической коньюктуры духовно-нравственные ценности, которые способны консолидировать общество, задать целевые ориентиры личностного развития каждого учащихся.
Согласно статье 3 «Закона об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012г образование должно носить светский характер. Эта статья имеет особую ценность, так как обеспечивает демократичность образования, однако, замена православных ценностей на современные и толерантные основы не приносит желаемого результата на практике. Наиболее слабый воспитательный эффект демонстрирует замену целомудрия, воздержания, самоограничения – вседозволенностью и удовлетворением своих потребностей; любви и самопожертвования – психологией самоутверждения. Наиболее сильный воспитательный эффект в случае работы с одаренными детьми - замену уважения старших и совместного труда развитием творческой эгоистической личности. На что способен талантливый молодой человек, не стремящийся работать на благо общества, не принимающий судьбу государства, как свою собственную?
В последние годы у значительной части населения возрождается интерес к историческим корням, к традициям культуры православия. Этот общественный запрос во многом адресован не только институтам семьи и Церкви, но и системе общего образования. Включение в содержание образования основ традиционных для России религиозных культур свидетельствует о признании их созидательной роли в современной действительности. По словам Президента России Д. А. Медведева, «наиболее значимые вопросы формирования мировоззрения, системы ценностей любого человека, правил поведения в обществе, включая этическое наполнение этих правил, самым серьезным образом влияют и на становление личности человека и гражданина РФ» (21.07.09г. «Вступительное слово на совещании по вопросам преподавания в школах основ религиозной культуры и светской этики»).
Когда мы говорим о православных ценностях, то говорим о тех самых качествах человеческой души, которые много веков были присущи русскому человеку, составляли неотъемлемую часть его жизни: это любовь к Богу, любовь к ближнему во всех её проявлениях, любовь к Отечеству. В православии разработано учение о добродетелях. Само это понятие является обобщённой характеристикой высоких устойчивых нравственных качеств личности, в нём подчёркивается деятельная форма усвоения добра – в противоположность лишь знанию о добре. Вера, надежда, любовь являются главными христианскими добродетелями. Добродетели, связанные с отношением к ближнему - милосердие, великодушие, терпение, кротость, незлобие, смирение, послушание, мужество, трудолюбие, воздержание. Сответсвенно, православные ценности имеют неподменный мощнейший воспитательный потенциал. |