Сайт преподавателя математики Мельниковой С.В.

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи студентов

ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКОГО И АБСТРАКТНОГО МЫШЛЕНИЯ, ОПЫТА И ИНСТРУМЕНТАРИЯ УЧЕБНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧ. КЛ.
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечается: «Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации» В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования отмечена необходимость привести школьное образование в соответствие с потребностями времени, современного общества, которое характеризуется изменчивостью, многообразием существующих в нем связей, широким внедрением информационных технологий. При этом востребованной в обучении становится учебно-исследовательская деятельность учащихся, цель которой - формирование познавательной активности, формирования логического и абстрактного мышления, опыта и инструментария учебно – исследовательской деятельности младших школьников. Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. Исследовательские способности обнаруживаются в степени проявления поисковой активности, а также в глубине, прочности овладения способами и приемами исследовательской деятельности. Причем очень важно понимать, что речь идет и о самом стремлении к поиску, и о способности оценивать его результаты, и об умении строить свое дальнейшее поведение в условиях изменяющейся ситуации. Под способами и приемами исследовательской деятельности следует понимать способы и приемы, необходимые при осуществлении исследовательской деятельности. Это умение наблюдать, видеть проблемы, вырабатывать гипотезы, проводить эксперименты, давать определения понятиям, описывать алгоритмы, делать выводы. В процессе включения младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность перед учителем встает проблема организации решения единых учебно-исследовательских задач при различном уровне развития исследовательского опыта учащихся. В решении этой проблемы следует исходить из того, что необходимо подбирать такие приемы и формы работы, в которых ученики смогли проявить и обогатить свой индивидуальный исследовательский опыт. Для этого предусмотрена организация учебно-исследовательская деятельность на основе дифференциации и индивидуализации. Необходимо активно использовать групповые формы работы. Для этого дети объединяются в группы двумя способами: 1 способ – в группе объединяются дети с одинаковым уровнем развития исследовательского опыта (по совокупности признаков); 2 способ – в группе работают ученики с различным исследовательским опытом. Возможны следующие варианты совместной работы: 1. группа выполняет общее задание, одновременно работая с одной темой, но каждый член группы делает свою часть этой общей работы независимо друг от друга; 2. общее задание при тех же условиях выполняется последовательно каждым членом группы; 3. при тех же условиях задача решается при непосредственном одновременном временном взаимодействии каждого члена группы со всеми остальными членами. Степень участия каждого школьника в учебно-исследовательской деятельности будет определяться уровнем его активности. Для начальной школы не характерна дистанционная поддержка исследовательской деятельности учащихся, т.к. они имеют слишком маленький опыт осуществления отдельных элементов такой деятельности. Однако в начальной школе можно создавать базу исследовательской деятельности: • методологическую (усвоение структуры исследовательской деятельности и отдельных исследовательских умений и методов, общих и специальных для предмета); • общую логическую (работа над общими умственными и логическими умениями); • содержательную (овладение предметными знаниями, умениями и навыками); • субъектную (накопление личностного опыта осуществления исследовательской деятельности). Огромным потенциалом для формирования исследовательских умений обладает начальный курс математики. Для активизации познавательной деятельности на начальном этапе обучения детям предлагаются задачи разных видов. Для их решения необходимо обучить младших школьников таким приемам умственной деятельности, как сравнение, обобщение, анализ, абстрагирование через выполнение следующих операций: на нахождение общего признака изображенных предметов, нахождение отличий между ними, на продолжение числового ряда или ряда фигур, поиск недостающей в ряду фигуры, нахождение признака отличия одной группы фигур от другой и т. д. Помимо этих, детям могут быть предложены задачи на составление орнаментов, игровые задания с использованием геометрического конструктора, логические задачи, недоопределенные и переопределенные задачи. При этом задачи могут быть разделены на две группы. 1 тип - стандартные задачи, обеспечивающие деятельность учащихся по образцу или изученному правилу (выполнение вычислений, измерений, практических заданий и т.п.) 2 тип - задачи, обеспечивающие деятельность по выработке интеллектуальных навыков, включающих в себя ряд исследовательских умений: • умение проводить анализ наблюдаемых объектов и выполнять описание наблюдений; • умение классифицировать объекты (выделять существенные признаки объекта или последовательности объектов, устанавливать основание классификации или делать выбор основания); • умение обобщать и находить закономерности; • умение конструировать математические объекты. Наличие задач второго типа в учебниках по математике начальной школы способствует формированию научного стиля мышления, что соответствует основным положениям концепции развивающего обучения. Таким образом, формировать и развивать научный интерес и исследовательскую активность ребенка нужно с младшего школьного возраста. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития на основе личностно-ориентированной модели образования. Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность. Литература. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" / Приказ №271 от 04.02.10./ Утверждена президентом РФ Д. Медведевым
Категория: Статьи студентов | Добавил: СВЕТЛАНА (02.04.2014)
Просмотров: 922 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: