Сайт преподавателя математики Мельниковой С.В.

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи студентов

Формирование пространственных представлений учащихся начальных классов при изучении геометрического материала начального курса математики

Формирование  пространственных представлений

учащихся начальных классов при изучении геометрического материала начального курса математики

 

Аннотация: В статье раскрыта проблема формирования пространственных представлений детей младшего школьного возраста и возможные методы их развития.

Ключевые слова: пространственные представления учащихся младших классов, геометрическая линия начального курса математики.

Во  втором разделе  «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» федерального государственного образовательного стандарта  первым предметным результатом освоения предметной области математика и информатика обозначен результат  «использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений».

Широчайшим инструментом для познания окружающего мира является геометрия. В примерной программе по математике для начальных классов геометрический материал в основном представлен как база для изучения  арифметики и не образует целостного, обоснованного курса. Более того, в курсе математики начальной школы в основном рассматриваются плоскостные фигуры, тогда как даже дошкольник имеет большой опыт общения с объемными телами. Игорь Федорович Шарыгин, профессор МГУ, член редколлегии журнала «Квант», отмечает: "Положение геометрии по сравнению с другими школьными предметами в своём роде уникально: ни один предмет первоклассники так не готовы воспринимать, как наглядную геометрию. В тоже время ни один предмет не начинают изучать в школе с таким запозданием (по отношению к благоприятному моменту), как геометрию"

Геометрия представлена в курсе начальной школы незаслуженно скромно. Недостаточное содержательное и методическое внимание к формированию пространственных представлений младших школьников приводит  к проблемам при изучении стереометрии, начертательной геометрии, черчения: учащиеся не могут рассматривать один и тот же предмет с разных позиций,  проективные и метрические представлений детей достаточно слабы. Очевидно, что учителю начальных классов предстоит самому преодолевать методические трудности, возникающие в процессе изучения геометрической линии математики начальной школы.

Пространственное мышление - важный элемент  умственной деятельности, отвечающий за ориентацию в пространстве.  Основной единицей этого мышления является образ, в котором представлены все характеристики объекта: форма, цвет, размер, расположение элементов этого образа. Знания детей о пространстве и пространственных отношениях развиваются в  различных видах деятельности: в играх, наблюдениях, конструировании. Например, раскрась первую машинку красным цветом, следующую – синим, последнюю – зеленым, машинку между синей и зеленой желтым цветом.

Систематическому целенаправленному формированию пространственных представлений способствует ряд специальных задач. Можно выделить три основные линии в развитии пространственных представлений:

1.Переход от трехмерных объектов  к двумерным  и обратно. Например, даны три фотографии нашей школы. С каких сторон она сфотографирована?

2. Переход от наглядных изображений к условно – схематическим и обратно. Например, нарисуй план своей комнаты, выбрав удобный масштаб.

3. Переход от фиксированной в себе точки отсчета к свободно выбранной или произвольно заданной. Например, на гранях куба изображены геометрические фигуры. Что увидит еж, сидящий перед правой гранью?

Для правильного выбора методики обучения младших школьников, учитель должен иметь  представления о системе задач, имеющих потенциал для формирования пространственных представлений. Эта система включает следующие задачи: задачи,  в которых геометрические фигуры используются как объекты  счета;  задачи, связанные с формированием представлений о геометрических величинах (длине, площади, объеме, величине угла, массе и времени); вычислительные задачи, связанные с нахождением периметра или площади; задачи на элементарное построение геометрических фигур и чтение геометрических чертежей;  на классификацию фигур.

Усиливая геометрическую линию математики внеурочной деятельностью,  можно предложить к использованию программу дополнительного образования в области начального курса  геометрии «Наглядная геометрия»  Г. Фройнденталь,  "Математика и Конструирование" М. И. Моро, факультативный курс  «Занимательная математика»  УМК «Перспектива»,  факультативный курс «Геометрия вокруг нас» УМК «Школа 2000», интерактивную среду Мат - Решка. С огромным удовольствием учащиеся начальных классов занимаются конструированием с элементами робототехники. Образовательные робототехнические наборы LEGO могут быть использованы во внеурочной деятельности, сочетая математику, информатику и технологию. Конструирование, элементы теории автоматического управления, соревнования, творческие проекты  очень увлекательны для детей, что дает возможность более осознанно  развивать идеи технического прогресса.

Список литературы:

Гусев В.А., Орлов В.В., Панчищина В.А. и др. Методика обучения геометрии: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений; под ред. Гусева В.А. - М.: издательский центр "Академия", 2015г

Категория: Статьи студентов | Добавил: СВЕТЛАНА (30.09.2018)
Просмотров: 394 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0