В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» (утверждена президентом РФ Д. Медведевым 04.02.10г приказ №271) отмечено: «Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни». Разумеется, указанные качества личности необходимо сформировать у подрастающего поколения. Однако педагог, не обладающий исследовательской компетентностью, не отличающийся политической и экономической грамотностью, не сможет сформировать инновационно мыслящую, творческую личность.
В современной экономике значительно возросла роль инноваций. Современная продукция и технологические процессы имеют высокую степень наукоемкости и новизны. Инновации неизбежны и в образовании: учителю недостаточно в совершенстве знать содержание учебной дисциплины и владеть методикой преподавания, он должен стать деловым человеком, специалистом ХХI века. Успешность развития учителя начальных классов в значительной степени зависит от качества управления школьным методическим объединением учителей начальных классов. Возглавляет методическое объединение руководитель, назначаемый директором школы из числа наиболее опытных педагогов высшей или первой квалификационной категории по согласованию с членами методического объединения.
Управленческая компетентность руководителя школьного методического объединения представляет собой систему внутренних ресурсов, необходимых для совершенствования учительского корпуса. Управленческая деятельность руководителя школьного методического объединения должна характеризоваться особой компетентностью в области стратегического планирования и управления, усиления предпринимательской составляющей. Основополагающей становится философия маркетинга, ориентированная на достижение результатов за счет активного взаимодействия с рынком и принятия потребностей человека как ценности.
Критерием маркетингово – профессиональной компетентности руководителя школьного методического объединения может служить категория успеха, связанная с высшей потребностью человека в саморазвитии и самореализации. Донина И. А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессионального педагогического образования и социального управления Новгородского государственного университета имени Я. Мудрого, рассматривает маркетингово – профессиональную компетентность руководителя в трех аспектах: личностном, социальном и организационном.
Личностный аспект связан с изменением ценностных ориентаций и профессионально-значимых качеств руководителя, самореализацией в профессиональной деятельности и достижением конкурентных преимуществ на рынке труда.
Социальный аспект отражает изменения в характере взаимодействия руководителя школьного методического объединения с потребителями образовательных услуг, педагогическим коллективом, общественностью, признанием и самореализацией в педагогическом сообществе.
Организационный аспект связан с развитием маркетинговой компетентности, обуславливающей успешность деятельности школьного методического объединения учителей начальных классов на рынке образовательных услуг.
Однако инновационная политика в сфере образования обнажает недостаточную готовность части руководителей к успешному управлению школьным методическим объединением учителей начальных классов. Формами развития управленческой компетентности руководителей школьного методического объединения могут стать: получение высшего образования или прохождение профессиональной переподготовки в сфере менеджмента, управления, экономики; планомерное и систематическое прохождение курсов повышения квалификации, обеспечивающих развитие их профессиональной компетенции; самообразование, непосредственное практическое участие в реализации подпрограмм национального приоритетного проекта «Образование».
Сформированная управленческая компетентность руководителя школьного методического объединения учителей начальных классов – залог непрерывного совершенствования педагогического мастерства каждого учителя методического объединения, повышения качества образовательного процесса.
Список литературы:
1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом РФ Д. Медведевым 04.02.10г приказ №271).
2.Сторожева О.И. Развитие управленческих компетенций руководителей общеобразовательных учреждений. – Екатеринбург: УГПИ, 2011.
3.Ползунов А. Формирование управленческой компетентности будущего учителя начальных классов. Псков, Псковский государственный педагогический университет им. С.М. Кирова, кафедра педагогики и психологии начального и дошкольного образования, преп. Витковская И.М., 2011 |