Сайт преподавателя математики Мельниковой С.В.

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи студентов

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭВРИСТИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ МЛ. ШКОЛЬНИКОВ КАК СПОСОБА РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В МАТ. ОБРАЗОВАНИИ
 Согласно ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации» от 26.12.12 начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) представляет собой совокупность требований к основной образовательной программе, направленной на достижение этой цели.
Методологической основой ФГОС НОО является системно - деятельностный подход, который предполагает развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, что составляет цель и основной результат образования. Как организовать учебную деятельность младших школьников, используя системно – деятельностный подход, направить вектор личностного развития ребенка на достижение личностных и метапредметных результатов учения? Пожалуй, ответ на этот вопрос является одной из проблем современного начального общего образования. Изучая понятие системно-деятельностного подхода, мы встречаемся с высказываниями известных ученых, писателей, прогрессивных деятелей науки, культуры и образования разного времени, раскрывающими его сущность и значение: «Мы не учим их; мы создаем условия, в которых они учатся» С. Паперт. Видим, идея не нова. Возможно, рациональное решение проблемы – развитие личности обучающегося посредством вовлечения его в творческую исследовательскую деятельность уже существует, но не имеет массового применения в начальной школе. Рассмотрение существующих образовательных технологий, позволяет предположить, что способствовать личностному развитию младшего школьника возможно благодаря использованию эвристической технологии обучения.
Выдвинем гипотезу: использование эвристической технологии обучения математике позволит эффективно реализовать системно – деятельностный подход в образовании, обеспечивая развитие личности младших школьников. В современной реализации системно – деятельностного подхода преуспела программа «Учусь учиться» Л.Г. Петерсон.
Предложенные Л. Г. Петерсон уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы (типология уроков в дидактической системе деятельностного метода «Школа 2000…»):
1.уроки «открытия» нового знания;
 2. уроки рефлексии;
3. уроки общеметодологической направленности;
4. уроки развивающего контроля.
 К указанным четырем основным типам уроков можно добавить урок творчества, представляющий собой активную форму работы со свободной структурой. Например, уроки "погружения”, уроки – ролевые игры, уроки - деловые игры, уроки - социально – моделирующие игры, уроки - пресс-конференции, уроки-соревнования, театрализованные уроки, уроки взаимообучения, уроки-аукционы, уроки - творческие отсчеты, уроки -"суды”, уроки-концерты, уроки "Следствие ведут знатоки” интегрированные уроки, уроки семинары, уроки – "круговая тренировка”, уроки-экскурсии и т. д. Но это только внешняя сторона проведенных уроков – четкая структура. Организуем работу внутри каждого структурного компонента урока с использованием заданий эвристической технологии: Задания когнитивного типа: решить реальную проблему, которая существует в науке: доказать математическую закономерность, лемму, теорему; объяснить графическую форму цифр; исследование объекта: установление его происхождения, смысла, строения, признаков, функций, связей; проведение математического опыта, эксперимента; исследование исторических фактов; вычленение общего и отличного в разных системах; Задания креативного типа: предложить ученикам иными способами выполнить задачу или придумать обозначение числа, понятия; дать определение изучаемому объекту, явлению; сформулировать математическую закономерность; сочинить задачу или математическое задание в занимательной, игровой форме: математическую сказку, кроссворд, викторину, составить сборник задач; изготовить модель, математическую фигуру или другую математическую поделку; провести урок в роли учителя, разработать учебные пособия, памятки, алгоритмы решения задач. Задания оргдеятельностного типа: разработать цели собственных занятий по математике на день, на четверть, на год; разработать план домашней, классной или творческой работы по математике; составить и провести урок по математике для младших классов.
Домашние задания тоже должны носить эвристический характер, поддерживая идею непрерывного образования, быть разнообразными.
1. «Одна на весь класс» – самый распространённый вид домашней работы, берущий начало с дореволюционных времён и сохранившийся до наших дней. Однако исключать ее из арсенала педагогических средств не стоит торопиться, так как в ходе ее выполнения у учащихся отрабатываются различные навыки, формируются умения. Развитие интеллектуальных, творческих способностей возможно за счет богатого содержания фактического материала.
2. «Индивидуальная учебная домашняя работа» задаётся отдельным обучающимся. Это может быть учебно – исследовательская, научно – исследовательская деятельность. Преимущества персональных проектов: у обучающихся максимально формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него самого; обучающийся приобретает опыт деятельности на всех без исключения этапах выполнения проекта – от рождения замысла до итоговой рефлексии; формирование у обучающегося важнейших общеучебных умений и навыков оказывается вполне управляемым процессом.
 3. При выполнении «групповой учебной домашней работы» группа обучающихся может заниматься той же исследовательской деятельностью, но задание получает не один, а несколько человек. Преимущества групповых проектов: у участников проектной группы формируются навыки сотрудничества; проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне; каждый этап работы над проектом имеет своего ситуативного лидера.
 4. «Дифференцированная домашняя работа» – «одна на всех», но с реализацией технологии «Индивидуальный подход и дифференциация в обучении». Учащиеся получают задания по одной теме, но «слабые» обязательного уровня усвоения, а «сильные» повышенного уровня сложности.
5. «Творческая домашняя работа» может предполагать написание сочинения по истории какого-нибудь вопроса, по прикладной роли учебного предмета в какой-нибудь области знаний; ответы на специально поставленные вопросы; анализ литературы по теме; работу над продуктом, полученным в ходе исследовательской деятельности: научной статьей; тезисами; докладом; стендовым докладом; решение нестандартных задач; самостоятельное изучение нового материала. Творческая домашняя работа задается заранее, в процессе ее выполнения организуется консультационный пункт, им может стать как кабинет преподавателя, так и клуб научного предметного общества или страничка общения сетевого сообщества.
6. «Составление домашней работы для соседа по парте» Применение на уроках математики в начальной школе эвристической технологии обучения, анализ динамики работ учащихся доказывают верность гипотезы: использование эвристической технологии обучения математике позволяет эффективно реализовать системно – деятельностный подход в образовании, обеспечивая развитие личности младших школьников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Король А.Д. Диалоговый подход к организации эвристического обучения // Педагогика. - 2007. - №9. - С.18-25.
2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом от « 6 » октября 2009 г. № 373 Министерством образования и науки Российской Федерации
3. Хуторской, А.В. Эвристическое обучение // Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика / Учебное пособие. И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович. - Мн.: Тетра Системс, 2002. - С.450-468.
Категория: Статьи студентов | Добавил: СВЕТЛАНА (29.08.2013)
Просмотров: 1706 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: