Сайт преподавателя математики Мельниковой С.В.

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи студентов

ИЗУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СТОХАСТИКИ В НАЧАЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ВЕРОЯТНОСТНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

 

ИЗУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СТОХАСТИКИ В НАЧАЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ВЕРОЯТНОСТНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Аннотация: В статье раскрывается необходимость изучения элементов стохастики в начальном курсе математики, образовательный потенциал данного раздела математики, предложены дидактические единицы для рассмотрения на уроках и во внеурочной деятельности.

Ключевые слова: элементы комбинаторики, теории вероятностей, математической статистики, вероятностное мышление младших школьников.

Современное развитие российского общества поставило перед школой задачу воспитания личности, которая могла бы самостоятельно и критически мыслить, сопоставлять и анализировать факты, находить различные варианты решения возникающих проблем, выбирать из них оптимальные, учитывая различные условия и конкретные ситуации.

В связи с этим модернизация начальной  школы на современном этапе ее развития предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, универсальных учебных действий  и созидательных возможностей.

Согласно  Концепции развития математического образования в Российской Федерации  (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г.  №  2506-р) математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе. Успех нашей страны в XXI веке, эффективность использования природных ресурсов, развитие экономики, обороноспособность, создание современных технологий зависят от уровня математической науки, математического образования и математической грамотности всего населения, от эффективного использования современных математических методов.

Одним из направлений модернизации содержания математического образования на современном этапе является включение элементов комбинаторики,  статистики и теории вероятностей в программу школьного курса математики как обязательного компонента  школьного образования, усиливающего  его прикладное и практическое значение.

При изучении этого материала обогащаются представления учащихся о современной картине мира и методах его исследования, вероятностном характере природных и социальных процессов и явлений.  Комбинаторика, теория вероятностей и математическая статистика дают широчайшие возможности для формирования таких психологических характеристик личности, как подвижность и гибкость мышления. Данные разделы математики предлагают  целый ряд задач, направленных на поиски выхода из различных нестандартных ситуаций и затруднительных положений.

На уроках математики в начальной школе необходимо изучение следующих способов решения комбинаторных задач: перебор всех возможных вариантов; дерево выбора; правило суммы; правило произведения. На занятиях внеурочной познавательной деятельности по математике возможно изучение способов применения формул подсчета количества перестановок, размещений, сочетаний. Из разделов теории вероятностей и математической статистики на уроках математики целесообразно рассматривать понятия: невозможное, случайное, достоверное событие, несовместные, независимые события, среднее арифметическое, учить младших школьников читать графы и графики, работать с рядами чисел, таблицами и диаграммами.  На занятиях внеурочной познавательной деятельности по математике возможно изучение классической формулы  для подсчета вероятности случайного события, понятий: частота появления события, относительная частота, размах, мода, медиана.

Авторы учебников «Моя математика» образовательной системы  «Школа 2100»  Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.Г. Рубин, А.П. Тонких в статье «Элементы стохастики в начальной школе»  указывают на важность « с самого начала обучения математике показать ребятам, что этот предмет не сводится только лишь к действиям над числами. Содержание математики гораздо шире: в ней рассматриваются не только количественные отношения между объектами, но имеется огромное количество задач, решаемых с помощью цепочек логических рассуждений, умозаключений, эвристических догадок, построения моделей». 

Включение стохастических задач  в начальный курс математики уже с первого класса  будет формировать  универсальные умения, связанные со сбором и анализом данных, планированием, прогнозированием, умением выделять структурные связи в  разнообразных системах.

Тенденции развития современного общества  позволяют предположить, что формируемые вероятностным материалом умения и знания окажутся необходимыми широкому кругу людей и станут наравне с компьютерной грамотностью неотъемлемой составляющей общекультурной подготовки современного человека.

Список литературы.

Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.Г. Рубин, А.П. Тонких.  Элементы стохастики в начальной школе// М.: Баласс, журнал  «Начальная школа плюс До и После», № 5  - 2005 г – 5с.

Концепция развития математического образования в Российской Федерации (утверждена  распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. № 2506-р).

Категория: Статьи студентов | Добавил: СВЕТЛАНА (30.08.2015)
Просмотров: 2027 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0