Сайт преподавателя математики Мельниковой С.В.

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи студентов

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 11 Федерального закона «Об образовании в  Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ требует преемственности основных образовательных программ, регламентируемой Федеральными государственными образовательными стандартами. К основным образовательным программам согласно статье 12 данного закона относятся,  в том числе,  и программы дошкольного образования, начального общего образования.

Преемственность в общем смысле означает обеспечение направленности воспитания и обучения на решение задач не только данного, но и ближайшего периода жизни ребёнка. Преемственность в образовании – связь и согласованность каждого компонента образования (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации), обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребёнка, его успех и самореализацию на всех ступенях образования.

Проблема преемственности дошкольного и начального общего образования не является новой. Н. К. Крупская, почетный член Академии наук, говорила:  «Если мы поставим правильно дошкольное воспитание ребят, мы тем самым поднимем школу на более высокую ступень...».

  В 1996 году коллегия Министерства образования Российской Федерации впервые определила преемственность как главное условие непрерывного образования, а идею приоритета личностного развития — как ведущий принцип преемственности на этапах дошкольного и начального общего образования.

Особо остро проблема преемственности стоит при переходе на новые Федеральные государственные  образовательные стандарты. Перемены современного общества требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Главной задачей начальной школы становится формирование универсальных учебных действий, главной задачей дошкольной образовательной организации – их предпосылок.  Движение ребенка от формирования предпосылок  универсальных учебных действий к формированию устойчивой мотивации и умения учиться в течение всей жизни возможно только при условии единства основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования, единства педагогических требований к результатам их освоения.

Кроме обеспечения единства образовательных процессов дошкольной образовательной организации и начальной школы  возможны разнообразные искусственные формы работы  по обеспечению преемственности:

     1. В работе с детьми: экскурсии в школу,  посещение школьного музея, библиотеки, знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы, участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности, выставки рисунков и поделок, сделанных детьми  школы и дошкольных групп, встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада, совместные праздники и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников, участие в театрализованной деятельности, посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и другими  специалистами школы).

     2. В работе с педагогами:  совместные педагогические советы,  семинары, мастер - классы, круглые столы педагогов, психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей,  мониторинг  по определению готовности детей к школе, взаимодействие медицинских работников, психологов с педагогической общественностью, открытые  занятия в дошкольных группах и открытые уроки в школе, работа сетевых образовательных сообществ.

     3. В работе с родителями: совместные родительские собрания с педагогами дошкольных групп и учителями школы, круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные», родительские конференции, вечера вопросов и ответов,  консультации, встречи родителей с будущими учителями, дни открытых дверей,  анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе,  образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, практикумы, семейные вечера, тематические досуги.

Список литературы:

Аншукова Е.Ю. Организация работы по преемственности между дошкольным учреждением и общеобразовательной школой // Начальная школа. 2004. № 10.

Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка в школе. М., 2001.

Категория: Статьи студентов | Добавил: СВЕТЛАНА (12.08.2016)
Просмотров: 527 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0