Статья 11 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ требует преемственности основных образовательных программ, регламентируемой Федеральными государственными образовательными стандартами. К основным образовательным программам согласно статье 12 данного закона относятся, в том числе, и программы дошкольного образования, начального общего образования.
Преемственность в общем смысле означает обеспечение направленности воспитания и обучения на решение задач не только данного, но и ближайшего периода жизни ребёнка. Преемственность в образовании – связь и согласованность каждого компонента образования (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации), обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребёнка, его успех и самореализацию на всех ступенях образования.
Проблема преемственности дошкольного и начального общего образования не является новой. Н. К. Крупская, почетный член Академии наук, говорила: «Если мы поставим правильно дошкольное воспитание ребят, мы тем самым поднимем школу на более высокую ступень...».
В 1996 году коллегия Министерства образования Российской Федерации впервые определила преемственность как главное условие непрерывного образования, а идею приоритета личностного развития — как ведущий принцип преемственности на этапах дошкольного и начального общего образования.
Особо остро проблема преемственности стоит при переходе на новые Федеральные государственные образовательные стандарты. Перемены современного общества требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Главной задачей начальной школы становится формирование универсальных учебных действий, главной задачей дошкольной образовательной организации – их предпосылок. Движение ребенка от формирования предпосылок универсальных учебных действий к формированию устойчивой мотивации и умения учиться в течение всей жизни возможно только при условии единства основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования, единства педагогических требований к результатам их освоения.
Кроме обеспечения единства образовательных процессов дошкольной образовательной организации и начальной школы возможны разнообразные искусственные формы работы по обеспечению преемственности:
1. В работе с детьми: экскурсии в школу, посещение школьного музея, библиотеки, знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы, участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности, выставки рисунков и поделок, сделанных детьми школы и дошкольных групп, встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада, совместные праздники и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников, участие в театрализованной деятельности, посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и другими специалистами школы).
2. В работе с педагогами: совместные педагогические советы, семинары, мастер - классы, круглые столы педагогов, психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей, мониторинг по определению готовности детей к школе, взаимодействие медицинских работников, психологов с педагогической общественностью, открытые занятия в дошкольных группах и открытые уроки в школе, работа сетевых образовательных сообществ.
3. В работе с родителями: совместные родительские собрания с педагогами дошкольных групп и учителями школы, круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные», родительские конференции, вечера вопросов и ответов, консультации, встречи родителей с будущими учителями, дни открытых дверей, анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе, образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, практикумы, семейные вечера, тематические досуги.
Список литературы:
Аншукова Е.Ю. Организация работы по преемственности между дошкольным учреждением и общеобразовательной школой // Начальная школа. 2004. № 10.
Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка в школе. М., 2001. |