Переход на Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1.09.2010г, приказ №373 от 06.10.09г Министерства образования и науки Российской Федерации) требует внесения кардинальных изменений во всю систему начального общего образования, в том числе, и в контрольно – оценочный компонент. Основным предметом оценки должны стать личностные, метапредметные и предметные результаты.
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» (утверждена президентом РФ Д. Медведевым 04.02.10г приказ №271) отмечается: «Предстоит развивать систему оценки качества образования. Нужна независимая проверка знаний школьников, в том числе - при их переходе из 4-го в 5-й класс. Механизмы независимой оценки могут создаваться силами профессионально-педагогических союзов и ассоциаций». Это означается, что должно измениться не только содержание, но и процедуры и механизмы оценки. Наряду с привычной внутренней оценкой необходимы внешняя оценка, проводимая внешкольными службами, уполномоченными вести оценочную деятельность, итоговая оценка, представляющая собой комплекс внутренних и внешних экспертиз, накопительная система оценки.
Внешняя оценка качества начального общего образования возможна при организации различных процедур: мониторинговые исследования, аккредитация образовательной организации, аттестация педагогических работников. Наиболее актуальные мониторинговые исследования - международные исследования в первых классах IPIPS, определяющие индивидуальные особенности ребенка при вхождении в систему образования и индивидуальных прогресс в течение первого года обучения, всероссийская проверочная работа.
Оптимальным способом организации системы накопительной оценки является портфолио учащегося, понимаемое как коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
При этом и внутренняя оценка становится иной, она представляет собой не только контрольно - оценочную деятельность учителя, содержание, методы и формы которой также подлежат серьезным изменениям, но и самооценку обучающегося, взаимооценку и коллективную оценку. Приоритетными в диагностике становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задачи по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего интеллектуального продукта. Кроме привычных предметных контрольных работ целесообразно проводить комплексные метапредметные диагностики, составленные из компетентностных заданий, требующих от учащегося не только познавательных, но и регулятивных, и коммуникативных действий.
Особого внимания заслуживает самооценка. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Самооценка – это важнейший психологический фактор формирования учебной деятельности учащегося, поэтому она играет значимую роль в становлении его индивидуальных особенностей и возрастных характеристик. Г.А. Цукерман, доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО, предлагает различные формы обучения учащихся начальных классов самооценке: «Светофор», «Говорящие рисунки», «Лесенка успеха», «Карточка успеха», «Волшебные линеечки». Причем, эти формы может использовать и учитель, демонстрируя учащемуся дисперсию самооценки, оценок педагога и коллектива, формируя адекватность самооценки. Сформированность умений самопознания и самооценки обучающегося начальных классов – одна из важнейших целей и результат начального общего образования.
Таким образом, меняется роль и функции оценки в образовательном процессе. Система оценивания выступает как самостоятельный и самоценный элемент содержания, средство обучения, фактор, обеспечивающий единство вариативной системы образования, регулятор программы обучения. Использование эффективных контрольно – оценочных механизмов и процедур оценки предметных, метапредметных и личностных образовательных результатов учащихся начальных классов способствует выполнению требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Список литературы:
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом РФ Д. Медведевым 04.02.10г приказ №271).
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Часть 1: книга / Ковалевой Г.С., Логиновой О.Б.. М - «Просвещение»-2009 с-216 |