Сайт преподавателя математики Мельниковой С.В.

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи студентов

ОЦЕНКА ДИНАМИКИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Переход на Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1.09.2010г,   приказ №373 от 06.10.09г Министерства образования и науки Российской Федерации) требует внесения кардинальных изменений во всю систему начального общего образования, в том числе,  и в контрольно – оценочный компонент. Основным предметом оценки должны стать личностные, метапредметные и  предметные  результаты.

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» (утверждена президентом  РФ Д. Медведевым 04.02.10г приказ №271) отмечается: «Предстоит развивать систему оценки качества образования. Нужна независимая проверка знаний школьников, в том числе - при их переходе из 4-го в 5-й  класс. Механизмы независимой оценки могут создаваться силами профессионально-педагогических союзов и ассоциаций». Это означается, что должно измениться не только содержание, но и процедуры и механизмы оценки. Наряду с привычной внутренней оценкой необходимы внешняя оценка, проводимая внешкольными службами, уполномоченными вести оценочную деятельность, итоговая оценка, представляющая собой комплекс внутренних и внешних экспертиз, накопительная система оценки.

 Внешняя оценка качества начального общего образования   возможна при организации различных процедур:  мониторинговые исследования,     аккредитация образовательной организации,   аттестация педагогических работников. Наиболее актуальные  мониторинговые исследования  - международные исследования в первых классах IPIPS, определяющие индивидуальные особенности ребенка при вхождении в систему образования и индивидуальных прогресс в течение первого года обучения, всероссийская проверочная работа.

 Оптимальным способом организации системы накопительной оценки является портфолио учащегося, понимаемое как коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

При этом и внутренняя оценка становится иной, она представляет собой не только контрольно - оценочную деятельность учителя, содержание, методы и формы которой также  подлежат серьезным  изменениям, но и самооценку обучающегося, взаимооценку и коллективную оценку. Приоритетными в диагностике становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задачи  по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего интеллектуального продукта. Кроме привычных предметных контрольных работ целесообразно проводить комплексные метапредметные диагностики, составленные из компетентностных заданий, требующих от учащегося не только познавательных, но и регулятивных,  и коммуникативных действий.

Особого внимания заслуживает самооценка. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Самооценка – это важнейший психологический фактор формирования учебной деятельности учащегося, поэтому она играет значимую роль в становлении его индивидуальных особенностей и возрастных характеристик. Г.А. Цукерман, доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО, предлагает различные формы обучения учащихся начальных классов самооценке: «Светофор», «Говорящие рисунки», «Лесенка успеха», «Карточка успеха», «Волшебные линеечки». Причем, эти формы может использовать и учитель, демонстрируя учащемуся дисперсию самооценки, оценок педагога и коллектива, формируя  адекватность самооценки.   Сформированность умений самопознания и самооценки обучающегося начальных классов – одна из важнейших целей и результат начального общего образования.

Таким образом, меняется роль и функции  оценки в образовательном процессе. Система оценивания выступает  как самостоятельный и самоценный элемент содержания,  средство обучения, фактор, обеспечивающий единство вариативной системы образования, регулятор программы обучения. Использование эффективных контрольно – оценочных механизмов и процедур оценки предметных, метапредметных и личностных образовательных результатов учащихся начальных классов способствует выполнению требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Список литературы:

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом  РФ Д. Медведевым 04.02.10г приказ №271).

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Часть 1: книга / Ковалевой Г.С., Логиновой О.Б.. М - «Просвещение»-2009 с-216

Категория: Статьи студентов | Добавил: СВЕТЛАНА (12.08.2016)
Просмотров: 682 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0