Сайт преподавателя математики Мельниковой С.В.

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи студентов

ОРГАНИЗАЦИЯ ЦЕНТРА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА БАЗЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Согласно статье 3 «Закона  об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012г образование должно носить светский характер. Эта статья имеет особую ценность, так как обеспечивает демократичность образования,  однако, замена православных ценностей  на  современные и толерантные основы не приносит желаемого результата на практике. Дети младшего школьного возраста отличаются слабым физическим, психическим и   духовным здоровьем, подавлены разноплановым информационным потоком, агрессивны.  Даже  организация работы с одаренными детьми перестает носить социально – значимый характер:  происходит замена  уважения старших и совместного труда  развитием творческой эгоистической личности. На что способен талантливый молодой человек, не  стремящийся  работать на благо общества, не принимающий судьбу государства, как свою собственную?

В последние годы у значительной части населения возрождается интерес к историческим корням, к традициям культуры православия. Этот общественный запрос во многом адресован не только институтам семьи и Церкви, но и системе общего образования. Включение в содержание образования основ традиционных для России религиозных культур свидетельствует о признании их созидательной роли в современной действительности.    

Когда мы говорим о православных ценностях, то говорим о тех самых качествах человеческой души, которые много веков были присущи русскому человеку, составляли неотъемлемую часть его жизни: это  любовь к Богу, любовь к ближнему во всех её проявлениях, любовь к Отечеству. В православии разработано учение о добродетелях. Само это понятие является обобщённой характеристикой высоких устойчивых нравственных качеств личности, в нём подчёркивается деятельная форма усвоения добра – в противоположность лишь знанию о добре. Вера, надежда, любовь являются главными христианскими добродетелями. Добродетели, связанные с отношением к ближнему - милосердие, великодушие, терпение, кротость, незлобие, смирение, послушание, мужество, трудолюбие, воздержание. Соответственно, православные ценности имеют неподменный  мощнейший воспитательный потенциал.

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»  говорится, что современный национальный воспитательный идеал — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Может ли обычный, среднестатистический учитель начальных классов  достичь столь высоких целей?  Насколько уникальным тогда  должен быть учитель начальных классов? Амвросий Оптинский говорит: «Мы должны жить на земле так, как колесо вертится, только чуть одной точкой касается земли, а остальными непрестанно вверх стремится; а мы, как заляжем на землю, и встать не можем».  Если  ты волею судьбы получил педагогическое образование, работать над собой просто обязан. Вроде бы знаешь предмет, уверен в себе, любишь свое дело, но каждый раз оказавшись перед десятками глаз, понимаешь, что должен нести и духовную составляющую, потому что  эти дети сейчас смотрят на тебя, и в эту секунду ты для них образец. Важно  все: как ты выглядишь, как говоришь, как связываешь академические знания с реальной жизнью, каково твое мировоззрение, во что ты веришь, зачем ты учишь их. Но  и одного только учителя, пусть даже самого лучшего, недостаточно: нужная соответствующая образовательная среда. Этой средой  должен стать Центр  духовно – нравственного воспитания  и развития  учащихся начальных классов.

Принципы организации  Центром нравственного уклада школьной жизни могут быть следующие: принцип ориентации на идеал, аксиологический принцип, принцип следования нравственному примеру, принцип идентификации, принцип диалогического общения, принцип полисубъективности воспитания, принцип системно-деятельностной организации воспитания.

Принцип ориентации на идеал. В процессе духовно-нравственного развития и воспитания обучающимся должны быть актуализированы определённые идеалы, хранящиеся в истории нашей страны, в культурах народов России, в том числе в религиозных культурах, в культурных традициях народов мира. Воспитательные идеалы поддерживают единство уклада школьной жизни, придают ему нравственные измерения, обеспечивают возможность согласования деятельности различных субъектов воспитания и социализации. При рассмотрении тем о добре, милосердии, справедливости реализуется принцип ориентации на идеал. Учитель не только называет критерии хороших и плохих поступков, но и предлагает в качестве «эталона» жизнь и деятельность известных людей, вымышленных героев.

Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности. Любое содержание обучения, общения, деятельности может стать содержанием воспитания, если оно отнесено к определённой ценности. Педагогическая организация нравственного уклада школьной жизни начинается с определения той системы ценностей, которая лежит в основе воспитательного процесса, раскрывается в его содержании и сознательное усвоение которой обучающимися осуществляется в процессе их духовно-нравственного развития:  любовь к России, нравственный выбор, смысл жизни, красота, гармония, здоровье физическое, здоровье социальное, жизнь, родная земля, трудолюбие, творчество. В рамках мероприятий акцент может быть сделан как на одной-двух ценностях, так и на их системе в целом.

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру - ведущий метод нравственного воспитания. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни. Особое значение для духовно нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.

Принцип идентификации (персонификации). Идентификация - устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями, учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым. Диалог в рамках уроков духовно-нравственной направленности может быть организован между учителем и учеником, учеников и учеником. Для осуществления подобной формы работы рекомендуется использовать интерактивные формы обучения.

Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно деятельностный характер. Деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации при ведущей роли образовательной организации должна быть по возможности согласована на основе цели, задач и ценностей программы духовно нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.

Для эффективного функционирования системы духовно-нравственного воспитания рекомендуется использовать метод педагогического моделирования. Универсальная модель духовно-нравственного образования строится с учетом влияния следующих объективно существующих потребностей: потребности личности, потребности семьи, потребности общества. Роль школы, как реального противовеса давлению пагубных факторов в формирование духовно-нравственных ориентиров незаменима для воспитания психологически и духовно здоровой, гармоничной личности, способной делать верный выбор, подсказанный совестью и правдой, вырабатывать собственные морально-нравственные установки. Воспитание определяет все сферы личности ребенка: психофизическую, пробуждая потребность в здоровом образе жизни; социальную, формируя навыки жизни в обществе; социокультурную, развивая гражданское, патриотическое сознание и качества личности, и духовную, наполняя её высшими чувствами и образами.

 

Список литературы:

1. Глазкова Т.Н., Коровина Е.В., Кондратюк С.В., Новикова С.Г., Рязанов Д.С. «Формирование системы духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи в образовательных учреждениях всех видов и типов»: методические рекомендации/ г. Тамбов ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2013.

2. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» 29.12.2012 №273-ФЗ; ред. от 23.07.2013.

 

Категория: Статьи студентов | Добавил: СВЕТЛАНА (12.08.2016)
Просмотров: 606 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0