Сайт преподавателя математики Мельниковой С.В.

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи студентов

РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ И УМЕНИЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя». Элберт Хаббарт Начальная школа играет исключительно важную роль в общей системе образования. Она должна обеспечить целостное развитие личности ребенка, его успешную социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры. Но обеспечить ребенка знаниями, умениями и навыками на всю жизнь в быстро изменяющемся мире невозможно. Отличительной особенностью Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения является деятельностный характер, ставящей своей целью развитие учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления предметных результатов обучения, формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Неотъемлемой частью ядра нового стандарта становятся универсальные учебные действия личностные и метапредметные. Их сформированность гарантирует развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, то есть желание и способность учиться в течение всей жизни. Обучающийся должен стать архитектором и строителем собственного образовательного процесса сам. Согласно «Закону об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 образование должно стать инклюзивным, обеспечивать гарантию выстраивания индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, развивая каждого. Как добиться таких высоких результатов, достичь поставленных целей работая с детьми младшего школьного возраста? Налицо противоречие между сложностью цели: сформировать компетентную личность современного общества и возрастными и психическими особенностями обучающихся начальных классов. При поступлении в школу у ребенка резко меняется его образ жизни в силу того, что основным видом его деятельности становится учение. Этот переход достаточно резок, так как от деятельности, носящей относительно свободный характер, ребенок переходит к деятельности, носящей обязательный характер. Наиболее трудным, а для некоторых детей на первых годах обучения нелюбимым предметом становится математика. Это объясняется тем, что овладение математическими знаниями связано с достаточно развитыми способностями к отвлечению, анализу, синтезу, обобщениям, умению сравнивать, классифицировать, дифференцировать. Целенаправленное включение игры может повысить интерес детей к уроку, усилить эффект самого обучения. В игре дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. Определение места дидактической игры в структуре урока и сочетание элементов игры и учения во многом зависят от правильного понимания учителем функций дидактических игр и их классификации. В первую очередь коллективные игры в классе следует разделять по дидактическим задачам урока. Это прежде всего игры обучающие, контролирующие, обобщающие. Обучающей будет игра, если учащиеся, участвуя в ней, приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре. Причем результат усвоения знаний будет тем лучше, чем четче будет выражен мотив познавательной деятельности не только в игре, но и в самом содержании математического материала. Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. Для участия в ней каждому ученику необходима определенная математическая подготовка. Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях. При использовании дидактических игр очень важно следить за сохранением интереса школьников к игре. При отсутствии интереса или угасании его ни в коем случае не следует принудительно навязывать игру детям, так как игра по обязанности теряет свое дидактическое, развивающее значение; в этом случае из игровой деятельности выпадает самое ценное - ее эмоциональное начало. При потере интереса к игре учителю следует своевременно принять действия, ведущие к изменению обстановки. Этому могут служить эмоциональная речь, приветливое отношение, поддержка отстающих. При наличии интереса дети занимаются с большой охотой, что благотворно влияет и на усвоение ими знаний. Исходя из особенностей предмета математики, следует различать игры-состязания и игры-олимпиады. В первом случае победа обеспечивается в основном за счет скорости выполнения вычислений, преобразований, доказательства высказываний, во втором - победа обеспечивается главным образом за счет качества решений задач повышенной трудности. Первые полезны для выработки автоматизма действий, вторые - для воспитания серьезного отношения к математике. В конечном счете, в игровых формах занятий реализуются идеи совместного сотрудничества, соревнования, самоуправления, воспитания через коллектив, приобщения детей к научно - техническому творчеству, воспитания ответственности каждого за учебу и дисциплину в классе, а главная идея - обучение математике. Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Нельзя давать игре более главенствующую роль в сознании школьника, чем знания, которые он получает в процессе этой игры. При этом игра не должна быть слишком легкой для учеников, “дидактическая игра без усилия, - всегда плохая игра”. Продумывая задачи и содержание игр с правилами, необходимо постепенно усложнять их. Нельзя шаблонизировать дидактические игры, необходимо давать простор детской инициативе и творчеству. Руководство детскими дидактическими играми в процессе получения знания должно иметь целью установления правильного соотношения между игрой и процессом обучения, воспитания в игре знаний умений и навыков, необходимых для будущего процесса обучения. Таким образом, дидактическая игра позволяет не только активно включать учащихся в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей. Игра помогает учителю донести до учащихся трудный материал в доступной форме, а значит использование игры необходимо при обучении детей младшего школьного возраста. Все рассмотренные виды игр, несомненно, способствуют развитию индивидуальных способностей, положительной мотивации к учению и универсальных учебных действий младших школьников. Но не забудем о предметных результатах учения. Мы не отказались от глубоких знаний, умений и навыков узкоспециального, предметного характера. Мы лишь поменяли приоритеты. Целесообразно придать указанным играм математический характер. Пусть для жизни в игровом пространстве нам будут необходимы вычислительные навыки, поворот в игре зависит от решения логических задач, банкирам приходится решать задачи на проценты и т.п. Исходя из особенностей предмета математики, следует различать и другие, особые виды игр, характерные для внеурочной деятельности по математике, имеющие огромнейший потенциал для формирования универсальных учебных действий. Это могут быть игры, направленные на достижение воспитательных результатов трех уровней: Приобретение школьниками социальных знаний Формирование позитивных отношений детей к базовым ценностям общества Получение школьником опыта самостоятельного социального действия Познавательные беседы, кружок, факультатив, математический вечер, часы и минуты занимательной арифметики; математические игры; написание математических сказок и сочинений; математические выставки. Дидактический театр, неделя математики, общественный смотр знаний, интеллектуальный клуб Детские исследовательские проекты, научно – практические конференции, интеллектуальные марафоны, математическая печать; школьный музей – клуб. Методический конструктор: Внеурочная деятельность школьников. Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2010.
Категория: Статьи студентов | Добавил: СВЕТЛАНА (02.04.2014)
Просмотров: 1466 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: