В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» (утверждена президентом РФ Д. Медведевым 04.02.10г приказ №271) отмечено: «Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни».
Возможно ли сгенерировать эти качества у взрослого, сформировавшегося человека? Разумеется, нет. Развитие рационального инновационного мышления необходимо начинать с младшего школьного возраста: с позиции отечественных психологов, физиологов (Л. С. Выготского, П.Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, В. В. Рубцова) учебная деятельность в данный период является ведущей в психическом развитии детей 6-10 лет, а возраст является сенситивным периодом для воспитания и обучения.
Сможет ли педагог, не обладающий исследовательской компетентностью, не отличающийся политической и экономической грамотностью, сформировать инновационно мыслящую, творческую личность? Увы, тоже нет. В современной экономике значительно возросла роль инноваций. Современная продукция и технологические процессы имеют высокую степень наукоемкости и новизны. Инновации неизбежны и в образовании: необходимо приведение в соответствие содержания образования и современных требований общества, совершенствование учительского корпуса. Учителю недостаточно в совершенстве знать содержание учебной дисциплины и владеть методикой преподавания, он должен стать деловым человеком, специалистом ХХI века. На международной конференции «Болонские структурные реформы: опыт, проблемы, перспективы» 14.02.2014г была определена личностная составляющая специалиста ХХI века: духовно – нравственное единство личности, мобильность, устойчивость в динамическом развитии и самореализации, целеустремленность, трудолюбие, творческое отношение к делу, способность быть лидером, независимость, стрессоустойчивость, уверенность в своих силах. Уверенность в своих силах связана, в том числе, и с экономической независимостью педагога, его обеспеченностью, является примером, даже гарантом надежности и ценности приобретенных знаний и умений для обучающихся: учитель много знает, поэтому востребован в обществе, состоятелен, соответственно, нужно стремиться учиться хорошо, знать больше.
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий, формирующих исследовательскую компетентность, ведущее место занимает проектная деятельность. Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться практическим результатом, ощутимым для отдельной личности и социума, применимым в реальной практической деятельности. Суть метода проектов – стимулировать интерес школьников к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, показать практическое применение полученных знаний. Фундамент проектной деятельности может быть заложен в основной образовательной программе начального общего образования. Проектная деятельность учащихся начальных классов может быть организована как при сценировании учебных дисциплин, так и во внеурочной деятельности.
Учитель должен иметь больший опыт: обладать не только компетенцией в области проектирования, но и овладеть основами бизнес - планирования. В современных условиях глобализации развития мировой экономики, усложнения, интенсификации и увеличения напряженности профессиональной деятельности специалистов существенно возросло общественно-производственное значение экономических знаний для каждого человека. Педагог должен иметь систему экономических знаний, представление о написании бизнес – плана и его реализации. Можно предложить следующую структуру бизнес – плана: титульный лист, содержание и резюме бизнес-плана, раздел «О компании», описание продукции, в том числе интеллектуальных продуктов деятельности в бизнес- плане, описание бизнес – модели, анализ рынка и отрасли, стратегический SWOT-анализ, оценка и управление рисками, раздел маркетинга, стратегия интернет продвижения, стратегия продаж, организационный план, финансовый раздел. Немаловажное умение - подготовка презентации и представление бизнес – идеи.
Список литературы:
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом РФ Д. Медведевым 04.02.10г приказ №271).
Сергеев В. А., Кипчарская Е. В., Подымало Д. К. Основы инновационного проектирования, учебное пособие , Ульяновск 2010 - 247 с. |