Современные изменения экономической системы Российской Федерации, характеризующиеся инновационной рыночной политикой ведения хозяйства, высокой наукоемкостью и рациональностью, предполагают переосмысление и ведущих понятий системы образования. Согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г приказ №273 - ФЗ понятие «образовательное учреждение» заменено на «образовательную организацию», что предполагает несколько иной взгляд на характер деятельности школы.
Согласно закону, под образовательной организацией понимается «некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана». Включение в название субъекта образования термина «организация» еще больше подчеркивает самостоятельность школы, подразумевает индивидуальность и ответственность в составлении основных образовательных программ, в расходовании финансовых средств, актуализирует развитие предпринимательства и активного взаимодействия с потребителями образовательных услуг, обуславливает возможность переноса на организацию образовательной деятельности общих законов менеджмента и маркетинга. Это приоритетное направление государственной политики в сфере образования выявляет потребность в профессионально мобильных руководителях субъектов образования.
Управленческая деятельность руководителя образовательной организации должна характеризоваться особой компетентностью в области стратегического планирования и управления, усиления предпринимательской составляющей. Основополагающей становится философия маркетинга, ориентированная на достижение результатов за счет активного взаимодействия с рынком и принятия потребностей человека как ценности.
Критерием маркетингово – профессиональной компетентности руководителя образовательной организации может служить категория успеха, связанная с высшей потребностью человека в саморазвитии и самореализации. Донина И. А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессионального педагогического образования и социального управления Новгородского государственного университета имени Я. Мудрого, рассматривает маркетингово – профессиональную компетентность руководителя в трех аспектах: личностном, социальном и организационном.
Личностный аспект связан с изменением ценностных ориентаций и профессионально-значимых качеств руководителя, самореализацией в профессиональной деятельности и достижением конкурентных преимуществ на рынке труда.
Социальный аспект отражает изменения в характере взаимодействия руководителя образовательной организации с потребителями образовательных услуг, педагогическим коллективом, общественностью, признанием и самореализацией в педагогическом сообществе.
Организационный аспект связан с развитием маркетинговой компетентности, обуславливающей успешность деятельности образовательной организации на рынке образовательных услуг.
Однако инновационная политика в сфере образования обнажает недостаточную готовность части руководителей к успешному управлению школой в условиях рыночной экономики. Основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального и высшего педагогического образования имеют недостаточный соответствующий содержательный компонент и методический инструментарий. При этом совершенно очевидно, что управлять школой эффективнее будет педагог, обладающий маркетинговым мышлением, нежели выпускник института управления, так как первый будет компетентен в обеспечении качества образования.
Формами развития управленческой компетентности руководителей образовательных организаций могут стать: получение высшего образования или прохождение профессиональной переподготовки в сфере менеджмента, управления, экономики; планомерное и систематическое прохождение курсов повышение квалификации для руководителей образовательных учреждений, обеспечивающих развитие их профессиональной компетенции; самообразование, непосредственное практическое участие в реализации подпрограмм национального приоритетного проекта «Образование».
Список литературы:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», 29.12.2012 № 273-ФЗ; ред. от 23.07.2013.
Сторожева О.И. Развитие управленческих компетенций руководителей общеобразовательных учреждений. – Екатеринбург: УГПИ, 2011. – 128 с. |