Сайт преподавателя математики Мельниковой С.В.

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи студентов

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО МАТЕМАТИКЕ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ЦЕЛОСТНОСТИ В НАЧАЛЬНОМ МАТЕМАТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

 

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  ПО МАТЕМАТИКЕ

КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ЦЕЛОСТНОСТИ

В НАЧАЛЬНОМ МАТЕМАТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация: В статье раскрыты возможности внеурочной деятельности по математике  в формировании целостного восприятия окружающего мира младшими школьниками, предложены формы организации внеурочной деятельности в зависимости от планируемых воспитательных результатов.

Ключевые слова: внеурочная познавательная деятельность, формы организации внеурочной деятельности по математике.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования второго поколения целью обучения младших школьников является гармоничное развитие личности, интегрированной в мировую и национальную культуру, обладающей ключевыми компетентностями, способной к ответственному поведению и самореализации в современном ей обществе.

Процесс обучения неразрывно связан с формированием мировидения, то есть с формированием представления о мире как о целостной, взаимосвязанной и взаимообусловленной системе.

В условиях предметной дифференциации, сложившейся в школе, очень важно не только построить содержательную базу по каждой дисциплине, но и сформировать представление о месте изучаемой науки в системе других наук, формировать целостное представление об окружающем мире. Математика не может изучаться как самостоятельный «мертвый» предмет. Математика должна служить  мощным инструментом познания окружающего мира. Принцип целостного представления о мире требует формирования у ученика представления о математике как о понятийной базе, используемой для фиксирования результатов, полученных как в других науках, так и внутри математики. Однако предусмотренное учебным планом время  не позволяет в полной мере раскрыть прикладную роль математики. На помощь урокам математики приходит внеурочная познавательная деятельность. Задания, поданные в увлекательной форме, рассказывающие о математических методах в реальном мире,  вносят эмоциональный момент в умственные занятия. Не связанные с необходимостью всякий раз применять для их решения заученные правила и приемы, задания  требуют мобилизации всех накопленных знаний, приучают к поиску своеобразных, нешаблонных способов решения, обогащают искусство решения красивыми приемами, заставляют восхищаться ролью математики в системе наук и  силой разума.

Д.В. Григорьев, П.В. Степанов в пособии для учителей «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» освещают систему принципов, согласно которым необходимо строить современную эффективную внеурочную деятельность. Актуальными принципами являются принципы гуманистической направленности, системности, вариативности, креативности, успешности и социальной значимости. Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников авторы методического пособия предлагают разделить на 3 уровня:

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

В зависимости от желаемого результата педагог может планировать внеурочные занятия определенной формы. Взаимосвязь воспитательных результатов и форм организации внеурочной деятельности по математике в начальной школе представлена ниже:

Первый уровень: Познавательные беседы, кружок,  факультатив,

математический вечер, часы и минуты занимательной арифметики; математические игры; написание математических сказок и сочинений; математические выставки.

Второй уровень: Дидактический театр,  неделя математики, общественный смотр знаний, интеллектуальный  клуб.

Третий уровень: Детские исследовательские проекты,  научно – практические конференции, интеллектуальные марафоны, математическая печать; школьный музей – клуб.

Огромное значение  в формировании целостного взгляда на мир младших школьников имеет метод проектов. Именно он позволяет выбрать реальную  тему с вполне реальной, не абстрактной проблемой, философским  основополагающим вопросом, и решать ее математическими методами, раскрывая все прелесть и силу математики и человеческого разума.
Использование разнообразных форм внеурочной деятельности  позволяет развивать  познавательную мотивацию учеников, снижает утомляемость и перенапряжение, создает психологический комфорт. Стирание границ между школьными предметами, между учебным процессом и познанием окружающей действительности придает учебным действиям универсальный характер, формирует  систему ценностных отношений учащихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому процессу обучения, своим результатам образовательной деятельности.
Список литературы.

Григорьев Д.В., Степанов  П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.:Просвещение – 2010 -224с

Категория: Статьи студентов | Добавил: СВЕТЛАНА (30.08.2015)
Просмотров: 886 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0