ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО МАТЕМАТИКЕ
КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ЦЕЛОСТНОСТИ
В НАЧАЛЬНОМ МАТЕМАТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация: В статье раскрыты возможности внеурочной деятельности по математике в формировании целостного восприятия окружающего мира младшими школьниками, предложены формы организации внеурочной деятельности в зависимости от планируемых воспитательных результатов.
Ключевые слова: внеурочная познавательная деятельность, формы организации внеурочной деятельности по математике.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования второго поколения целью обучения младших школьников является гармоничное развитие личности, интегрированной в мировую и национальную культуру, обладающей ключевыми компетентностями, способной к ответственному поведению и самореализации в современном ей обществе.
Процесс обучения неразрывно связан с формированием мировидения, то есть с формированием представления о мире как о целостной, взаимосвязанной и взаимообусловленной системе.
В условиях предметной дифференциации, сложившейся в школе, очень важно не только построить содержательную базу по каждой дисциплине, но и сформировать представление о месте изучаемой науки в системе других наук, формировать целостное представление об окружающем мире. Математика не может изучаться как самостоятельный «мертвый» предмет. Математика должна служить мощным инструментом познания окружающего мира. Принцип целостного представления о мире требует формирования у ученика представления о математике как о понятийной базе, используемой для фиксирования результатов, полученных как в других науках, так и внутри математики. Однако предусмотренное учебным планом время не позволяет в полной мере раскрыть прикладную роль математики. На помощь урокам математики приходит внеурочная познавательная деятельность. Задания, поданные в увлекательной форме, рассказывающие о математических методах в реальном мире, вносят эмоциональный момент в умственные занятия. Не связанные с необходимостью всякий раз применять для их решения заученные правила и приемы, задания требуют мобилизации всех накопленных знаний, приучают к поиску своеобразных, нешаблонных способов решения, обогащают искусство решения красивыми приемами, заставляют восхищаться ролью математики в системе наук и силой разума.
Д.В. Григорьев, П.В. Степанов в пособии для учителей «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» освещают систему принципов, согласно которым необходимо строить современную эффективную внеурочную деятельность. Актуальными принципами являются принципы гуманистической направленности, системности, вариативности, креативности, успешности и социальной значимости. Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников авторы методического пособия предлагают разделить на 3 уровня:
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
В зависимости от желаемого результата педагог может планировать внеурочные занятия определенной формы. Взаимосвязь воспитательных результатов и форм организации внеурочной деятельности по математике в начальной школе представлена ниже:
Первый уровень: Познавательные беседы, кружок, факультатив,
математический вечер, часы и минуты занимательной арифметики; математические игры; написание математических сказок и сочинений; математические выставки.
Второй уровень: Дидактический театр, неделя математики, общественный смотр знаний, интеллектуальный клуб.
Третий уровень: Детские исследовательские проекты, научно – практические конференции, интеллектуальные марафоны, математическая печать; школьный музей – клуб.
Огромное значение в формировании целостного взгляда на мир младших школьников имеет метод проектов. Именно он позволяет выбрать реальную тему с вполне реальной, не абстрактной проблемой, философским основополагающим вопросом, и решать ее математическими методами, раскрывая все прелесть и силу математики и человеческого разума.
Использование разнообразных форм внеурочной деятельности позволяет развивать познавательную мотивацию учеников, снижает утомляемость и перенапряжение, создает психологический комфорт. Стирание границ между школьными предметами, между учебным процессом и познанием окружающей действительности придает учебным действиям универсальный характер, формирует систему ценностных отношений учащихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому процессу обучения, своим результатам образовательной деятельности.
Список литературы.
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.:Просвещение – 2010 -224с |