Сайт преподавателя математики Мельниковой С.В.

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

ЗНАЧЕНИЕ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
ЗНАЧЕНИЕ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.
 Мельникова С.В., ТОГОУ СПО «Педагогический колледж»
 «В человеке заложены безграничные источники творчества, иначе бы он не стал человеком. Нужно их освободить и вскрыть, ставя человека в подходящие общественные и материальные условия» А.Н. Толстой Развитие современного общества требует от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, предприимчивости, способности ориентироваться в сложных ситуациях, быстро и безошибочно принимать решения, коммуникабельности. Очевидно, никакой преподаватель не в состоянии обеспечить студента знаниями на всю жизнь в быстро изменяющемся мире, но он может воспитать культуру интеллектуального труда, вооружить его методами познания, сформировать познавательную самостоятельность. В формировании многих личностных качеств, необходимых успешному современному человеку, одну из ведущих ролей играет математика. «Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает на­стойчивость и упорство в достижении цели» А. Маркушевич. Не следует забывать, что не только великолепное содержание предмета должно развивать интеллектуальные способности учащегося, но и методика преподавания, а значит, применяемые технологии, формы, методы и средства. Реализацию этих целей может осуществлять исследовательская деятельность учащихся. Исследовательская деятельность – деятельность, связанная с поиском ответа на творческую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования. Сравним структуры типовой и исследовательской задачи Типовая задача Исследовательская задача
Условие содержит всю необходимую для решения задачи информацию об исходных данных и о том, что требуется получить в результате Условие задачи вызывает необходимость в получении такого результата, при котором возникает познавательная потребность в новой информации или способе действий
Типовое решение существуетТипового решения не существует или оно неизвестно студенту
Наличие у студента знаний, позволяющих классифицировать задачу (отнести ее к тому или иному конкретному виду типовых задач) и реализовать алгоритм ее решения Наличие у студента возможностей (ресурсов) для выполнения задания, анализа действий, для открытия неизвестного.
Студент решает задачу по заложенной программе, известному алгоритму Студент проявляется как личность, его действия зависят, в первую очередь, от его мотивов, способностей
Механическое запоминание. Приобретается личностный опыт.
Основные этапы исследовательской деятельности учащегося: 1. Работа над исследовательским проектом начинается с выбора темы. Тема должна быть актуальной, практически значимой, содержать проблему, что дает возможность для дискуссии на страницах работы, для высказывания собственной позиции, проведения исследования. Можно предложить различные темы для исследования: « Решение уравнений с целыми коэффициентами в целых числах», «Производная на службе у физиков», «Производная в геометрии», «Максимум и минимум вокруг нас», «Велик ли мир правильных многогранников», «Определение высоты предмета, расстояния до недоступной точки», «Решение уравнений с параметрами», «Пространственные фигуры в архитектуре», «Соотношение числа вершин, ребер, граней многогранника», «Проценты в окружающем мире» «Соответствие классического и статистического определения вероятности». 2. Постановка проблемы (социально значимого противоречия, разрешение которого является целью работы, т.е. означает нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать); 3. Изучение теории, связанной с выбранной темой. 4. Выдвижение гипотезы исследования. Гипотеза – обязательный элемент в структуре исследовательской работы, предположение, при котором на основе ряда факторов, делается вывод о существовании объектов, связи или причины явления, причем этот вывод нельзя считать вполне доказанным. Чаще всего, гипотезы формулируются в виде определенных отношений между двумя и более событиями, явлениями; 5. Выбор методов исследования и практическое овладение ими; 6. Собственное исследование (практическая часть работы, т.е. проведение опытов, экспериментов, решение задач, сбор собственного материала); 7. Анализ, синтез и обобщение; 8. Формулировка выводов. Исследовательские работы могут быть представлены авторами в разной форме, в зависимости от целей и содержания: научная статья; тезисы; доклад; стендовый доклад (оформление наглядного материала, текста и иллюстраций); буклет; реферат проблемного характера; компьютерная презентация с текстовым оформлением. Исследовательские работы могут быть персональными и групповыми. Преимущества персональных проектов: у студентов максимально формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него самого; студент приобретает опыт деятельности на всех без исключения этапах выполнения проекта – от рождения замысла до итоговой рефлексии; формирование у студента важнейших общеучебных умений и навыков оказывается вполне управляемым процессом. Преимущества групповых проектов: у участников проектной группы формируются навыки сотрудничества; проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне; каждый этап работы над проектом имеет своего ситуативного лидера, и наоборот, каждый студент, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включен в определенный этап работы; в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; этот соревновательный элемент, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта. Систематическая организация исследовательской деятельности объединяет студентов, способных к научному поиску, заинтересованных в повышении своего интеллектуального и культурного уровня, стремящихся к углублению знаний. Возникает естественная необходимость объединения их в научные общества: клубы, предметные кружки, проблемные кружки, теоретические отделы, секции занимательной науки, секции прикладной роли науки. Работа научных обществ способствует расширению кругозора; выявлению наиболее одаренных студентов и развитию их творческих способностей; активному включению студентов в процесс самообразования и саморазвития. "Что значит преподавать? – Это систематически побуждать учащихся к собственным открытиям". Герберт Спенсер


Источник: http://.
Категория: Мои статьи | Добавил: СВЕТЛАНА (23.08.2011) | Автор: Мельникова Светлана Валентиновна E W
Просмотров: 2202 | Рейтинг: 1.5/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: